Кристина Серая
Программа «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
По развитию творческих способностей
у детей младшего дошкольного возраста
с использованием нетрадиционных техник
изобразительной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности разработана в соответствии с программой «Лучик» по дополнительному образованию МБДОУ детский сад «Комарик» и предусмотрена для организации творческой деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.
Темочки:
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам художественно-изобразительной деятельности. Ее содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребенка и педагогическое просвещение родителей.
В настоящее время перед педагогами дошкольного образования стоит проблема выявления и одаренности детей в области изобразительного искусства.
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Индивидуальное развитие ребенка в соответствии с его природной одаренностью, возможно в форме дополнительного образования, которое выделено в самостоятельный раздел в системе образования России.
Программа воплощает новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников через обучение нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через художественно-изобразительную деятельность.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского нетрадиционного творчества. Нетрадиционные художественные техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью.
Обучение нетрадиционным техникам изодеятельности и их использование вызывает у детей интерес к изобразительному искусству, развивает фантазию и инициативу, расширяет художественно-изобразительные возможности детей, сближает игровую и изобразительную деятельность дошкольников.
3
Цель рабочей программы : Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования,лепки, аппликации, ручного труда.
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
- Формировать речевую активность
- Развивать творческие способности ребенка.
- Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
Развивать у детей технические навыки работы с материалами (семечки, крупа,шишки)
-Проявлять и развивать качества детской одаренности в изобразительной деятельности.
-раскрыть творческий потенциал детей младшего возраста, что будет способствовать их лучшей социализации.
Педагогические условия для решения поставленных задач заключались:
-в создании художественно-эстетической развивающей среды в группе;
-стремление педагога к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности;
-изучении, апробации и интерпретации программно-методических материалов.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих :
1. Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
2. В способах изображения нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
3. Необычные техники напоминают игру, в которых раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Поэтому их использование очень эффективно влияет на успешную адаптацию детей в период привыкания к детскому саду. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
4
Принципы работы по программе :
При разработке и реализации программы «Умелые ручки» учитывались следующие принципы:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип гуманизации, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы
4. Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
5. Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;
6. Принцип «педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в современной отечественной педагогике.
Планируемые результаты освоения программы
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки, ручного труда.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Практическая ценность программы :
Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации с детьми младшего возраста.
Методы проведения занятий:
- Словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые
5
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки:
-дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу создания работы;
-способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Определение результатов работы на начальном этапе:
1. Наблюдения.
Цель:
-выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, учитывая индивидуальные способности детей.
-определить уровень развития мелкой моторики,познавательного интереса.
-спланировать работу, направленную на развитие художественно-творческих способностей.
2. Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается, приветствуется составление рассказа ребенком о работе.
Место проведения: помещение группы «Знайки»
Используемый материал:
- акварельные краски, гуашь, краски для создания рисунка на воде «Эбру», кисти, баночки для воды
- клей, клеевые кисти, клеенки, бумага для рисования, картон, ватные диски, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, песок, восковые мелки, восковые свечи, деревянные ложки, трубочки.
Срок реализации: 1 год
На занятиях использую музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительных художественных образов.
6
МЛАДШАЯ ГРУППА
Изостудия «Умелые ручки»
Квар
тал Содержание работы Материал
Тема: Рисование восковой свечой и гуашью «Невидимые полоски»
Цель: Познакомить с новым нетрадиционным видом рисования –восковыми мелками и воском от свечи, вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать творчество, фантазию, зрительную наблюдательность, способность отразить увиденное в своем творчестве.
Тема: Лепка из соленого теста «Пироги для кукол»
Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки-соленое тесто. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание) Формировать интерес к работе с тестом
Тема: Аппликация «Красочная осень»
Цель: Развивать художественно-эстетическое восприятие, совершенствовать мелкую моторику, воображение, познакомить с новой техникой изготовления аппликации из крупы.
Тема: Ручной труд «Ежики в лесу»
Цель: Учить детей с помощью природных материалов создавать образ, развивать творческие способности, учить работать в группе.
Восковые мелки, свеча, листы бумаги, вода, салфетки.
Соленое тесто, игрушка кукла, тарелочки.
Тыквенные семечки, лист картона, клей ПВА, кисточка.
Шишки, осенние листья, иголки сосны, пластилин, скорлупа орехов
II
Тема:Рисование пальчиком «Падающий снег»
Цель: Закреплять навыки аккууратно пальцем наносить краску на лист бумаги, развить познавательный интерес. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Тема: Аппликация из ватных дисков «Деревья в снегу»
Цель: формировать представления о зиме, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение. Воспитывать аккуратность, терпение и усидчивость
Тема: Ручной труд. Герои сказки «Кот, петух да лиса»
Цель: учить из простой деревянной ложки помощью готового материала для творчества создавать образ героя из сказки развивать моторику рук, творческие способности, воображение,
Тема: Рисование на воде. Знакомство с техникой «Эбру»
Цель: познакомить с новым видом рисования на воде. Развивать фантазию, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Умение сочетать цвета и формы, развивать навык видеть прекрасное в обыденном, развивать умение видеть нестандартно.
Гуашь, лист бумаги голубого цвета.
Ватные диски, картон, клей ПВА, салфетки
.
Деревянная ложка, глазки, носик, ушки и одежда для героев.
Лоток с водой, специальные краски для рисования на воде,листы акварельной бумаги
III Тема: Рисование методом кляксографии. «Варежка»
Цель: Познакомить детей с методом набрызгивания краски с кисточки на варежку. Развивать воображение, внимание, мышление.
Тема: Аппликация из крупы «Цыпленок»
Цель: Создание образа фартука, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.
Цель: Лепка по шаблону «Бабочка на цветке»
Цель: Учить детей наносить пластилин тонким слоем. Учить самостоятельно украшать изделие.
Тема: Рисование мыльными пузырями. Коллаж «Волшебные пузыри».
Цель: Познакомить с новым видом нетрадиционного рисования мыльными пузырями. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развивать воображение и творческие способности детей. Гуашь разного цвета, салфетки, кисточки, бумажные варежки.
Шаблон фартука, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.
Готовый шаблон цветка и бабочки, иллюстрация с изображением цветка с бабочкой
Средство для мытья детской посуды, трубочки для коктейлей, гуашь, альбомные листы, вода, кисти, стаканчики, тарелочки, ложки, простые карандаши.
Результат Вернисаж нашего творчества. Участие в конкурсах различного уровня.
9
Мониторинг индивидуального развития детей младшего возраста по результатам освоения программы «Умелые ручки» по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник
1. Владеет навыками нетрадиционных техник рисование, аппликации, ручного труда.
2. Освоили технические навыки работы с различными материалами.
3. Может рассказать о своей работе.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
2. Федеральный закон №273-3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
3. «Детская одаренность» Р. Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой
4. М. :ТЦ Сфера,2017г.
5. Программа «Лучик» по дополнительномуобразованию МБДОУ детский сад «Комарик» 2014г.