Герасимова Татьяна
«Ум на кончиках пальцев». Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«
Ум на кончиках пальцев»
(Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.)
«Истоки способностей и дарования детей
находится на кончиках их пальцев.
От них … идут тончайшие ручейки,
которые питают источник образной мысли. "
В. А. Сухомлинский
Публикация «„Ум на кончиках пальцев“, Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский, М. Монтессори, А. Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили много трудов изучению свойств и особенностей развития мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от степени организации движений кистями и пальцами рук. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.
Под понятием «мелкая моторика» подразумевается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития и речевой функции. Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи», наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от простейших жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей (педагоги, логопеды, дефектологи) — это важный этап коррекционной, развивающей работы.
Нормативные показатели развития мелкой моторики рук у детей:
В 2-2,5 года ребёнок умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности. Основной принцип занятий — это систематичность, последовательность.
При подборе материалов, карточек, стихов, заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности развития детей.
В детском саду родители должны получать методические рекомендаци о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Родителям необходимо понимать, что пройденный в ДОУ материал обязательно закреплять дома.
Применять упражнения на развитие мелкой моторики руки с успехом можно во всех видах организованной деятельности.
Познавательное развитие (сенсорное развитие,игровая, продуктивная деятельность, количество, счет, величина, форма, ориентировка в пространстве)
Речевое (развитие речи, сенсорное развитие, игровая деятельность).
Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическое развитие (физкультминутки, сохранение жизни и здоровья, пассивная гимнастика (массаж)
Социально-коммуникативное развитие: (игровая деятельность, самообслуживание, формирование компонентов устной речи).
Методы и приёмы
Доминирующий метод – игровой.
Словесный (объяснение и рассказ)
Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)
В группе должна быть создана необходимая предметно-развивающая среда, подобраны игры и пособия для развития мелкой моторики, где дети совместно с воспитателем, а так же самостоятельно могут действовать по своим интнресам с этими пособиями.
Примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики:
Игры со счётными палочками.
"Сложи колодец"
"Выложи картинку"
"Выложи геометрическую фигуру"
Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.
Игры с крупой
«Золушка».
На листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать.
«Рисование на манке» Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку).
«Разверни, не порви» Развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.
Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.
Пазлы и мозаика
Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать целостное изображение предмета из мелких деталей.
Игры с прищепками
Можно прикреплять прищепки по тематике.
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Сухой бассейн
Сухой бассейне из крупы,из крышек. Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Можно использовать подручные средства, например, карандаш, орехи. Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении. Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Рисование
На листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке,на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком.
Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.
Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.
Игры с бумагой
Мять, резать ножницами, рвать, складывать.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т. д. Аппликация-занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Игры с природным материалом
Из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.
Развитие мелкой моторики, является главным условием эффективного осуществления познавательной деятельности, а так же даёт возможности для успешного обучения детей в школе.
Основная задача упражнений для развития мелкой моторики рук состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования тонких движений. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной моторики, переходом от простых к более сложным разнообразным заданиям и упражнениям. Постепенно руки детей приобретают точность, силу и дифференцированность движений.