Светлана Саблина
«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Методический час
▼ Скачать + Заказать документы
Методический час
по теме: «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовила: Саблина С. Н., воспитатель отделения дневного пребывания
ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья».
Цель:
Систематизировать знания специалистов центра о комплексном подходе к проблеме укрепления и сохранения здоровья дошкольников, повышать профессиональный уровень педагогического мастерства, развивать творческую активность коллектива.
План
1. Сообщение воспитателя по теме методического часа :
Публикация «„Укрепление здоровья детей дошкольного возраста“, Методический час» размещена в разделах
а) Теоретические основы здорового образа жизни.
б) Задачи физического воспитания дошкольников.
в) Формы и методы работы в условиях отделения дневного пребывания.
2. Игровой тренинг «Мячик прыгает по мне»
3. Кроссводр «Здоровый образ жизни»
4. Творческая мастерская: изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования из бросового материала.
Конспект выступления.
. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Таким образом, здоровье складывается из нескольких составляющих:
1. Физическое здоровье - состояние органов и систем органов, жизненных функций организма (полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических недостатков).
2. Психическое здоровье – или состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
3. Социальное здоровье – понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Дошкольное детство – период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям.
Хочу процитировать высказывание знаменитого педагога В. А. Сухомлинского:«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».
В условиях группы дневного пребывания вся деятельность воспитателя в той или иной мере направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Перед воспитателем ставятся следующие задачи:
• Формировать знания о здоровье.
• Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
• Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
• Обеспечить достаточный двигательный режим.
• Учить детей на практике применять знания.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Создать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.
Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям, применяя различные формы и метод, такие как:
- Проведение групповых и индивидуальных занятий познавательного и практического характера, которые дают детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширяют представления о состоянии собственного организма, формируют привычки здорового образа жизни, прививают стойкие культурно-гигиенические навыки, расширяют знания о питании, его значимости и взаимосвязи с состоянием здоровья, формируют положительные качества личности, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья; В папке «Методический материал по здоровому образу жизни» представлены разработки конспектов занятий: «Да здравствует мыло душистое!», «Страна волшебная - Здоровье», «Органы чувств», «Что такое витамины?» и др.
- проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий, как средство развития физических качеств и укрепления здоровья;
- проведение подвижных и спортивных игр для развития не только физических качеств (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, гибкости и др, но и эмоционально-волевых качеств (т. к. целеустремленность, чувство товарищества, взаимовыручка, находчивость и др.) Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, проводятся ежедневно в условиях группы и на прогулке;Дети 3-5ллетнего возраста с интересом играют в такие игры как: «Волк под горой», «Лохматый пес», «Лиса в курятнике», «Птички и кот», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц» и др.
- проведение профилактических мероприятий:
Сюда входят: комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, профилактика переутомления глаз, самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А., как профилактика простудных заболеваний + ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений, дыхательная гимнастика. Методики проведения этих мероприятий представлены в папке «Методический материал для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий»;
- большое внимание в рамках социально-педагогических занятий уделяется проведению пальчиковой гимнастики и массажу кольцами и шариками «су-джок»;
- проведение прогулок на свежем воздухе, режимное проветривание и кварцевание помещений;
-так же достаточный двигательный режим обеспечивается посредством физминуток во время занятий и проведением динамического часа под музыку;
- физкультурные праздники, соревнования и эстафеты кроме выполнения задач физического воспитания улучшают эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.
Одним из направлений работы является повышение соцыально-педагогической культуры родителей через консультации и беседы по следующим темам: «Формирование культуры трапезы», «Режим дня в условиях группы и дома», «Играйте вместе с детьми. Подвижные игры для дошкольников» и др.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.
А теперь вашему вниманию я хочу предложить разгадать небольшой кроссворд. (Приложение)
Игра «Мячик прыгает по мне»
Цель: закреплять ориентированность ребенка в собственном теле и в пространстве.
(Я читаю стихотворение – родители выполняют) :
В правую руку свой мячик возьми.
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне.
Да на живот – не запутаться б мне.
Творческая мастерская.
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Это оборудование можно использовать во всех видах физкультурно-оздоровительной работы : на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству. Выдумке и умелым рукам.
Вашему вниманию предлагаю использовать: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки и пробки, трубочки от фломастеров и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы можно превратить в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Сейчас мы своими руками попробуем смастерить предметы нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала: например, «шарик на резинке», «летающие тарелки», «мостик из трубочек», «речные камушки» и т. д.
Кроссворд «Здоровый образ жизни»
12
10 6
11
2 3
1
8
7 4
9
5
Ответы на кроссворд «Здоровый образ жизни»
12
л
е
к
а
р
с
10 т 6
г 11 в и р у с
и о п
г 2 3 о
и г и р
е 1 и м м у н и т е т
н п т
8 а в и т а м и н о з е
д л
7 4 ф и з и о л о г и я
9 з д о р о в ь е н е
и а к
т м т
5 а л л е р г и я
м я
и
н
ы
Приложение
Вопросы кроссворда «Здоровый образ жизни»
1. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям
2. Недостаток движений
3. Ум, мыслительная способность
4. Наука о функциях организма человека, его органов и их систем
5. Болезненное состояние организма, вызываемое реакцией на раздражители, чужеродные вещества
6. Комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким комплексам
7. Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма
8. Заболевание, вызванное недостатком витаминов в пище
9. Нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
10. Наука о сохранении и укреплении здоровья
11. Возбудитель инфекционного заболевания
12. Природное или синтетическое лечебное средство