Александра Булатова
Конспект занятия «Украсим сапожок башкирским орнаментом для Салавата Юлаева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
Задачи: Обучающие: - обучать воспитанников умению украшать башкирский сапожок – итек;
- закреплять умение рисовать элементы башкирского орнамента.
Развивающие: - развивать навыки работы с акварелью и кистью;
- развивать чувство ритма и цвета.
Публикация «Конспект занятия „Украсим сапожок башкирским орнаментом для Салавата Юлаева“» размещена в разделах
Воспитательные: - воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа. Интеграция: «Познавательное развитие» - дать представление о жизни башкирского народа в период жизни Салавата Юлаева; «Речевое развитие» - активизировать словарь детей – итек, кускар, ромб, сердечко.
Средства: кукла-мальчик в башкирском костюме; иллюстрации: «Башкирский орнамент», «Башкирский сапожок»; д/и «Найди башкирский орнамент»; музыкальное сопровождение по теме; силуэты сапожка, акварель, кисточки, стаканчики с водой, подставки для кисточек, салфетки тканевые, шаблоны элементов башкирского узора, простой карандаш.
Предварительная работа: беседы, словесные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
I часть: «Вводная» - 3 мин.
Сюрпризный момент: приход к детям Салавата (кукла в башкирском костюме).
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел. Это Салават. А вы знаете, кто это такой?
Дети: Башкирский герой.
Воспитатель: Это башкирский национальный герой, который жил очень давно.
Давайте рассмотрим его одежду. Во что он одет?
Дети: Шапка, рубаха, камзол или елян, штаны.
Воспитатель: Салават просит у вас помощи. Сейчас зима, а у него нет теплой обуви. Он просит вас нарисовать и украсить его сапожок башкирским орнаментом. Поможем Салавату?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в музей, где можно посмотреть башкирский сапожок и башкирский орнамент.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
II часть: «Основная» - 15 мин.
Воспитатель вывешивает иллюстрации башкирских сапожков и башкирского орнамента.
Воспитатель: Давайте рассмотрим сапоги. По башкирски они называются – «ИТЕК» (индивидуальные и хоровые ответы).
Воспитатель: Посмотрите на сапожок, он украшен башкирским орнаментом. Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?
Дети: Ромб, рога, треугольники, сердечки, солнце.
Воспитатель: В башкирском орнаменте существуют следующие группы символов.
Кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Позднее появились различные виды кускара:
- спиралевидные завитки.
- S образные завитки.
И еще один мотив в башкирском орнаменте – это ромб - символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.
Башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера меняют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Башкирский орнамент очень яркий, красочный.
- Скажите, дети, какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: Реже используются: коричневый, голубой, синий, алый, оранжевый.
Давайте поиграем в игру.
Д/и «Найди пару башкирскому узору»
Воспитатель: Посмотрите варианты украшенных сапожков. Как вы думаете, с чего нужно начинать? (варианты детей)
Воспитатель: Мы начнём рисовать сверху вниз, стараясь всё уместить. Рисовать будем с помощью шаблонов. Шаблон накладываю, держу и обвожу простым карандашом. Убираю шаблон и у меня остался контур элемента узора, который я закрашу краской.
Физминутка для глаз:
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Давайте вспомним правила рисования.
Правила рисования.
1. Перед началом рисования новым цветом кисточку надо хорошо промыть.
2. После мытья кисточки её нужно промокнуть салфеткой.
3. В краске не должно быть много воды, она должна быть просто влажная.
4. Кисть нужно держать свободно и уверенно.
Воспитатель: Приступайте к расписыванию сапожка, сели все красиво, спинки выпрямили, ножки сдружили.
III часть: «Заключительная» - 2 мин.
Итог занятия.
- Что мы сегодня украшали и каким узором? (Мы сегодня украшали сапожок – башкирским орнаментом).
- Как называется сапожок? (итек).
- Какие элементы мы использовали? Рожки – кускар, ромб, сердечки, треугольники)
Сапожки у всех получились яркие, красочные и Салавату очень понравились. Он остается у нас в группе, чтобы потом выбрать сапожок.