Ольга Ставинова
Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие»
(Развитие познавательно – исследовательской деятельности)
Средняя группа
Цель: расширить знания и представления детей о воде.
Программные задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о жидком и твердом состоянии воды, дать представление о газообразном; знакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, прозрачность, создать условия развития познавательных умений через экспериментальную деятельность.
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие : развивать умение речь, мышление, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать умение работать сообща, бережное отношение к воде.
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Демонстрационный материал: глобус, конверт с загадками, Незнайка, аудиозапись «Паровозик из Ромашково»
Раздаточный материал: зеркальце для каждого ребенка, стаканы с молоком, соком, водой, ложки, трубочки, емкости различной формы.
Словарная работа: ученый, опыт, лаборатория.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель: (дети входят и садятся на коврик) Ребята, сегодня почтальон принес мне конверт. Предлагаю открыть его вместе со мной и посмотреть, что там внутри. (Дети достают из конверта карточки с загадками, педагог читает их вслух)
Меня пьют, меня льют. В море я всегда солена,
Всем нужна я, А в реке я пресна,
Кто я такая? /Вода/. Лишь в пустыне раскаленной,
Мне совсем не место. /Вода/
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. /Вода/
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Дети: о воде.
Воспитатель: правильно, поговорим сегодня о воде.
В дверь раздается стук. Помощник воспитателя вносит Незнайку (кукла, в руках у него глобус.
Незнайка: здравствуйте, детишки и взрослые.
Дети: здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: здравствуй.
Незнайка: ребята, что за непонятный предмет я держу в руках?
Дети: глобус.
Незнайка: что еще за глобус?
Воспитатель: глобус - это макет нашей планеты Земля. Скажи, Незнайка, какого цвета большего всего на глобусе.
Незнайка: голубого.
Воспитатель: молодец. Голубой цвет – это цвет воды. Всему живому, в том числе растениям и животным, нужна вода. Без нее все гибнет. А чтобы узнать о воде побольше, мы все отправляемся из детского сада в лабораторию. Занимайте места в вагонах. (Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Проходите в лабораторию. Лаборатория - место, где люди, их называют учеными, проводят разные опыты с разными веществами. И сегодня мы будем учеными. С помощью опытов узнаем о разных состояниях и свойствах воды. Занимайте места у стола. Приступим.
Воспитатель: скажите, а для чего нужна вода? Как мы её используем?
Дети: пьем, моем руки, купаемся, поливаем цветы и т. д.
Воспитатель: все знают, что вода жидкая. А если воду оставить в холоде, она замерзнет и превратиться во что?.
Дети: в лед.
Воспитатель: Значит лед это…
Дети: замерзшая вода.
Воспитатель: скажите, лед жидкий или твердый?
Дети: твердый.
Воспитатель: молодцы. Ребята, вода бывает и газообразная. Это пар! /Над кружкой с кипятком педагог помещает крышку, на ней образуются капельки воды/. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. Чтобы в этом убедиться, возьмите зеркальце, подышите на него. Что вы видите на зеркальце?
Ответы детей.
Воспитатель: все что мы перечислили: жидкая, твердая, газообразная – это состояние воды.
Воспитатель: как вы думаете, что будет с водой, если ее налить в различные формы? (Дети наливают воду в емкости разной формы).
Дети: вода принимает форму предмета, в котором находится.
Вывод: вода не имеет формы.
Воспитатель: а как вы думаете, есть ли у воды вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: сейчас мы это проверим. (Дети берут трубочки и пробуют на вкус сок, молоко, воду). Какой у воды вкус?
Дети: никакого.
Вывод: у воды нет вкуса.
Воспитатель: нравиться быть учеными? (Ответы детей). Чтоб вы сильно не устали в нашей лаборатории объявляется небольшой отдых.
Физминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель: ну что, мои юные ученые, продолжаем работу? Как вы думаете, вода имеет запах?
Ответы детей.
Воспитатель: а как это проверить?
Дети: понюхать. ( На столе стоят два стакана: в одном чистая вода, в другом – добавлена краска, дети нюхают жидкости).
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель: посмотрите еще раз на стакан с «цветной» водой. Как вы думаете, почему в нем вода такая?
Дети: в стакан добавили краску, она изменила цвет.
Вывод: вода окрашивается.
Воспитатель: (кладет в стаканы с водой, молоком, с соком ложки). Ребята, а что я сейчас сделала?
Дети: положили ложки в стаканы.
Воспитатель: сделайте и вы так. Скажите, везде видны ложки?
Дети: нет.
Воспитатель: значит, вода какая?
Ответы детей.
Вывод: вода прозрачная.
Воспитатель: ребята, то что мы с вами сейчас узнали о воде (не имеет формы, нет запаха, нет вкуса, окрашивается, прозрачна) – это свойства воды. Наша работа в лаборатории окончена и мы отправляемся обратно, в детский сад. (Звучит музыка «Паровозик из Ромашково»)
Итог
Воспитатель: вот мы и дома. Скажите, дети, понравилось наше путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: что больше всего понравилось? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, а тебе понравилось?
Незнайка: очень, очень понравилось. Сейчас я побегу к своим друзьям и расскажу все, что я знаю про воду. Глобус оставляю вам в знак благодарности. Спасибо вам друзья. До свидания!
Дети: до свидания.
О. Ставинова
Воспитатель
I квалификационной категории
МБОУ «Новодарковичская СОШ» ДСО