Александра Щербакова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по опытно -экспериментальной деятельности
в подготовительной группе "Удивительная соль"
составила: Щербакова А. И.
Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
Развивающие:
• развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
• развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
• развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приё мы:
• практические: опыты с солью;
• наглядные: иллюстрации с помощью медиа проектора, наблюдение;
• словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Ход занятия:
-Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. А гостям мы всегда рады. По старинной традиции хлебом солью встречают важных гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот старинный обряд означает, что мы желаем добра, выражаем наше радушие и гостеприимство, а гости наши вступают с нами в дружеские отношения и у всех доброе, хорошее настроение. Давайте встретим наших гостей хлебом и солью.
Приветствие.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Воспитатель. - Ребята, я сегодня утром у нас в группе обнаружила шкатулку. Давайте посмотрим, что там. Какой то мешочек в ней. Ребята может из вас кто-то догадается что там находится, ваши предположения, что же это может быть? И от кого? (передают мешочек по кругу) ребята я боюсь его открывать, вдруг там что- то опасное или страшное.
О, ребята, я вспомнила мне же сегодня утром пришло на электронную почту письмо. Может там есть ответ? Давайте откроем письмо и посмотрим.
На экране появляются Фиксики
Воспитатель. - да это же Фиксики и что они нам пишут?
Письмо - Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку в которой лежал мешочек с необычным веществом?
Дети: - Да!
Фиксики: - Тогда откройте мешочек и посмотри что внутри!
(Дети открывают мешочек в них находится соль).
Воспитатель. -Ребята, а что это?
Дети:- соль
Воспитатель. -А для чего нам соль в детском саду? Давайте читать дальше.
Письмо
Фиксики:- Сегодня у Дим Димыча на кухни и в ванной комнате мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому, что нам, сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться и открыть секреты этого вещества?
Дети:- Да!
Фиксики:- А пока вы будете разбираться мы проверим все ли электроприборы у вас в саду исправны. До скорых встреч!
«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учёными. В лабораторию пойдёте, и чудо -опыт проведёте, с волшебным минералом –солью».
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти и сесть на стулья и ответить на мои вопросы.
-Ребята, а знаете ли вы откуда берётся соль, будем узнавать?
Воспитатель: Соль добывается в соляных шахтах (на экран выводятся следующие картинки) вот так они выглядят вся шахта покрыта солью её бурят вот такими бурильными машинами,затем её перевозят на завод и там она перерабатывается, упаковывается и уже попадает к нам на стол.
Где, чаще всего применяют соль? .(на экран выводятся следующие картинки) в медицине, подкормка животных, приготовлении пищи, посыпают солью лёд на улице.
Дети: Соль добавляют в еду
Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения.
Ещё соль применяют в медицине. С её помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать солёным воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они её очень любят облизывать.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.
Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку если её употреблять в большом количестве.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Солёный -несолёный»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «не солоно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают учёные.
Учёные – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены.
Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?
Дети: Учёные
Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты.
Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают учё ные в лабораториях:
Лупа – это прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов.
Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.
Пробирка – используется для проведения химических опытов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Смотрим на экран, что же здесь изображено интересного? ваши предположения?
-Итак, начнём.
-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)
-Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)
-Какого цвета соль? (белого)
-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
-Возьмите лупы и рассмотрите соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)
-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: соль белого цвета.
Соль состоит из кристаллов разной формы.
Ребята возьмите свой дневничок исследователя, посмотрите ребята сколько цифр в вашем дневничке (5) значит сколько мы сегодня проведём опытов(5)
Возьмите карандашики давайте схематично изобразим первый опыт. Какой мы сделали вывод?
Соль белого цвета и по форме состоит из кристаллов. Зарисуйте напротив циферки 1 первый опыт.
Кто будет готов дневничок и карандашик убираем в сторону
Опыт №2 «Соль впитывает воду» «Соль растворяется в воде».
Смотрим на экран, что же здесь изображено интересного.
Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите в них воду и капните на соль которая находится в пробирках.
Что произошло?
Дети: Соль впитала в воду.
Воспитатель: - Молодцы.
Вывод: Соль впитывает воду.
Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью. она исчезла? (Соль растворилась в воде)
Вывод: Соль растворяется в воде
Берите дневнички, карандашики давайте схематично зарисуем второй опыт.
Опыт № 3 «Плавающее яйцо»
Смотрим на экран, что же здесь у нас изображено интересного.
В стакане под номером 1 - простая вода
В стакане под номером 2 - очень соленая вода
Опуститимв стаканы по одному яйцу.
Что произошло?
В стакане под номером 1 яйцо утонуло.
В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.
Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.
Вот она и держит яйцо на поверхности.
Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.
Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Вывод: В соленой воде предметы не тонут.
Молодцы, ребята!
Берём дневнички и зарисовываем третий опыт (два стакана с водой и яйцо в одном яйцо на дне стакана, а во втором яйцо на поверхности)
-Ребята, мы устали давайте разомнём наши пальчики, сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Мы капусту рубим-рубим»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем- трем,
Мы капусту солим- солим
Мы капусту жмем- жмем,
А теперь пробуем. Вкусная?
Опыт №4 Творческая мастерская «Раскрашивание соли».
Ребята внимание на экран, давайте подумаем что же он может подсказать, означать.
(У каждого ребёнка гуашь разного цвета.)
Воспитатель: Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль немного гуаши. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?
Дети: она окрашивается.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль можно красить и она меняет цвет.
Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Посмотрите, какая красота у нас получилась.
Ребята давайте зарисуем, что соль меняет цвет.
Опыт №5Лавовая лампа
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Итог занятия : Рефлексия
Ой, ребята пришло письмо от Фиксиков
На экране появляются Фиксики:
- Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухни и ванной комнате у Дим Димыча?
Воспитатель: - Ребята, а давайте с вами расскажем Фиксикам, что интересного мы с вами сегодня узнали. А я ваши ответы им напишу и отправлю по электронной почте.
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?
Дети -Соль
Посмотрите в свои дневнички и расскажите какие секреты соли вы сегодня разгадали?
Дети- соль белого цвета, а по форме в виде кристаллов разной величины.
-Соль растворяется в воде.
-В солёной воде предметы всплывают на поверхность.
- Соль можно окрасить.
Воспитатель:
-Что было вам трудно?
-А что было легко?
-Вам понравилось быть маленькими учеными?
-Фиксики – Теперь мы знаем что на кухни у Дим Димыча есть соль. Вы просто молодцы. Но к сожелению нам пора в другой детский сад. До скорых встреч!
Воспитатель: - Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы такие умнички, но и нам тоже пора идти в детский сад.
.
Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Попрощайтесь с гостями.