Оксана Клянчина
Педагогический проект «У леса загадок немало»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Часто гуляя с детьми они обращают внимание на красоту природы, но дети редко обращают внимание на деревья, растущие рядом. Однажды мы рассматривали с детьми шишки от сосны, ели. Дети обратили внимание, что они разные, от разных деревьев, но называются одним словом-шишки. Возникло много вопросов: Как растут шишки? для чего дереву шишки? Есть ли семена у других деревьев? Чьи в лесу шишки? Так и возникла идея проекта «У леса загадок не мало», в процессе работы которого, нам удастся разгадать загадки леса.
Публикация «Педагогический проект „У леса загадок немало“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст-это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Трудно представить себе воспитание и развитие без привлечения в помощники педагогу природы - этого естественного источника красоты, здоровья. Если ребё нок научится любить природу: лес, животных, насекомых, цветы, научится ценить окружающий мир.
На современном этапе, актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с дошкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Проблема проекта : отсутствие знаний о лесе, о жизни его обитателей тайнах и загадках, которые таит в себе лес. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Задачи проекта :
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям детей и взрослых.
• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
• Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала)
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
• Формировать элементарные экологические знания о лесе.
• Расширить знания о взаимосвязи лесных обитателей, о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о жизни насекомых.
• Способствовать умению отгадывать загадки и придумывать самостоятельно.
• Воспитывать бережное отношение к лесу у детей и взрослых
Вид: информационно-творческий,долгосрочный. (октябрь – апрель)
Участники проекта : дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Формы реализации проекта : занятия, дидактические игры, беседы, подвижные игры, выставка книг о лесе, рассматривание картин, работа с родителями.
Предполагаемый результат: расширять знания детей о лесе, пополнить словарный запас, сформировать активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и родителей, заботливое отношение к живой природе.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап: составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.
Воспитатели: подбор материала и оборудования для занятий, бесед, подвижных игр с детьми.
Дети: рассматривание картин о лесе, заучивание стихов, беседы, игры.
Сотрудничество с родителями: подборка фотографий, литературы, создание презентации «Правила поведение детей в лесу», участие в создании коллажа «Лес в жизни человека», составление загадок.
Продукты проекта : выставка книг о лесе, создание презентации.
Реализация проекта : основное направление ФГОС –познавательно-речевое.
Форма работы с детьми: игра, наблюдения, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,чтение и др.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, презентации, телепередачи, занятия, беседы, наблюдения, рисование, аппликация, лепка, подвижные и дидактические игры.
Беседы:
1. «Съедобные и ядовитые грибы»
2. «Какие бывают листья»
3. «Как растет сосна»
4. «Какие насекомые живут в лесу»
5. «Еловый лес»
6. «Животные нашего леса»
7. «Правила поведения в лесу»
8. «Зеленая аптека»
9. «Какая бывает кора у деревьев»
10. «Как сохранить лес»
11. «Поможем жителям леса»
12. «Как красив наш лес»
13. «Как вести себя в лесу во время грозы» Рассматривание картин:
1. «Осенний лес»
2. «Березовая роща»
3. «С кем дружите ель»
4. «Лес»
5. «Одинокая сосна»
6. «Сосновый бор»
7. «Березовая роща в сентябре»
8. В. Бакшеева «Голубая весна;
9. Грицая «Подснежники»
10. И. Шишкина «»Корабельная роща», «Утро в сосновом бору»
11. Л. Бродской «Апрель»;
12. Ю. Васнецова «Цветущий луг», «Иван Цареевич на сером волке»
Рассматривание картин художников - пейзажистов: И. Шишкин, А. Куинджи, И. Остроухов, И. Левитан, В. Поленов, Г. Мясоедов, А. Герасимов, А. Саврасов, В. Никонов
Чтение стихотворений:
Жуковский В. А., Пушкин А. С., Тютчев Ф. И. ,Фет А. А., Некрасов Н. А., Никитин И. С. и другие. Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
«На лесной тропе»
«В лесной чаще»
«Лесные путешественники»
«Чьи в лесу шишки»
«Дудочка и кувшин»
На лесной эстраде»
«Непослушный котенок»
• Аудиозапись:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».
НОД:
«Как узнать растение», «Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека». «Как узнать растение», «Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека». «Лекарственные растения»
«Насекомые»
«Зимовье зверей»
«Перелетные птицы»
КВН «Наш – общий дом природа, Наш – общий дом планета земля»
«Съедобные – несъедобные грибы»
«Травы»
«Цветы»
Альбомы: деревья, дикие животные, ягоды,грибы, цветы,травы, перелетные птицы и др. Презентации: «Наш лес»
«Что нам дает природа»
«Изделия из древесины» и др. Рисование: сосна, береза, ель.
Лес в разные времена года
Рисование дерева различными приемами;
Ветка рябины (метод тычка)
Аппликация:
ветка вербы,
елочка
Объемная аппликация «Осенний лес»
«Смешанный лес»; коллективная работа «Березовая роща».
Опыты: свойства и качества дерева, плавает - тонет Дидактические игры:
«Вершки и корешки»
«Найди картинке место»
«Кто как голос подает»
«Один много»
«Что хорошо, а что плохо», «Природа и человек», «С какой ветки детки», «Прилетели птицы»
Лото: «В мире растений»
«В мире животных» Разучивание потешек: «Дождик, дождик, веселей», «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж».
Разучивание стихотворений: Я. Акима «Апрель», Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Пушкина «Ель растет перед дворцом» и т. д.
Разгадывание и составление загадок : деревья,птицы, ягоды, грибы, цветы и т. д. Чтение волшебных сказок: «Иван Царевич и серый волк», «Лиса и кувшин»и т. д.
Чтение прозаических произведений: В. Бианки «Сова», Ю. Коваль «Заячьи следы», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», Е. Чарушина «Что это за зверь?» и т. д.
Чтение сказок о социальной действительности и нравственных ценностях: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Толстого «Девочка и грибы» и т. д.
Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
С. Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
К. Д. Ушинский «Дятел»;
С. Маршак. Откуда стол пришёл?
Г. Ладошников. Новый дом.
З. Александрова. Птичья Ёлка.
Е. Соколова. Живая ёлочка. Е. Соколова. Зелёная красавица.
А. Часовников. Лесорубы.
А. Часовников. Комбинат.
А. Часовников. Сплавщики
П/и «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Лягушки и цапли», «Медведи и пчелы».
Слушание музыкальных произведений: Чайковского «Времена года», «Звуки природы», «Пение птиц», «Голоса диких животных». Экскурсия в лес: «Знакомство с деревьями нашего леса».
Наблюдение: «Лес – точно терем расписной», «Наблюдение за деревьями в лесу».
Консультация для родителей и педагогов : «Лечебное воздействие звуков леса», «О целительной силе кедра. • Изготовление папки — передвижки (обмен информацией).
Мероприятия по работе с родителями: изготовление презентации,составление загадок, организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала,пластилина, фотовыставка,проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению коллажа.
3. Заключительный этап: подведение итогов конкурса среди семей по придумыванию загадок, вручение дипломов, оформление фотовыставки.
Ожидаемый результат:
• Педагоги : удовлетворение проведенной работой и результатом проекта, собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети: у детей появилось бережное отношение к природе, расширился запас знаний об окружающей среде, в свободной деятельности широко применяют стихи, игры, развивалась поисково-познавательная деятельность:
учились планировать этапы своих действий, аргументировали свой выбор;
- находили разные способы решения проблемных ситуаций.
Совершенствовался уровень накопленных практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т. д.) ;
- развивался художественный вкус, навыки дизайна (раскраски) ;
активизировалась речь;
поддерживался интерес детей к деятельности сверстников;
воспитывалось бережное отношение к лесу.
Родители: появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы. помощь родителей в поисках нужной информации, участие в мероприятиях «Что? Где? Когда?», оформление альбомов – продукта деятельности.
Результат работы:
• у детей увеличился интерес к общению с природой
• произошли позитивные изменения в речи детей
• дети более чутко и бережнее относятся к лесу и его обитателям
• сформированы элементарные экологические представления о лесе, осознанное отношение к природе, понятие -в природе всё взаимосвязано.
• повышен уровень знаний о лесе, его обитателях.
• налажена сплочённость в коллективе.
Берегите лес! В нём много тайн и загадок!