СВЕТЛАНА ФЕДЮКОВИЧ
«Турнир Знатоков Природы» (сценарий проведения интеллектуально-познавательной экологической игры)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание является одним из средств формирования удошкольников таких важных качеств, как любовь к природе,любовь к родному краю. Способствует развитию у детей познавательных и исследовательских навыков, креативных способностей.
Содержание Турнира носит познавательный и воспитательный характер.
Цель:воспитание у дошкольников доброго отношения к природе, формирование положительного настроя, развитие навыков группового взаимодействия, расширение опыта познания мира природы.
Задачи:
Публикация «„Турнир Знатоков Природы“ (сценарий проведения интеллектуально-познавательной экологической игры)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
•уточнить знания детей о многообразии природных явлений и живых организмов;
•учить оценивать свои поступки в окружающей природе;
•развивать познавательную активность, логическое мышление, любознательность, стремление высказывать собственные суждения, умение различать хорошие добрые поступки от иных;
•воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с природой, желание бережно относиться к окружающей природе;
•воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам, соперникам по игре.
Участники:взрослые - ведущий, тигренок Тёпочка, Флора, дошкольники в возрасте 6-7 лет.
Предварительная работа с детьми.
Поездка в краеведческий музей, знакомство с природой родного края, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, игры.
Подготовка: зал оформлен изображениями птиц, цветов, животных, насекомых; выставка книг о природе, песочные часы, 2 столика для команд, 1 столик для ведущей, 1 столик для жюри.
Материал:
• Объявление о предстоящем мероприятии в следующей форме:
«Всем! Всем! Всем! Всем! Только у нас вы можете стать победителями Турнира Знатоков Природы. Для этого предлагается повторить все то, что вы знаете о жизни растений, зверей, птиц, насекомых. Место проведения : музыкальный зал. Дата 23.01.2013г. Время 15 часов 30 минут. Спешите выиграть!»
•аудио записьзвуки природы, песня «Лесной марш», «Зверобика»
•«экологический куб», со сторонами-картинками о природе : «Растения», «Животные», «Лекарственные растения», «Птицы», «Насекомые», «Природа Амурской области»
•конверты с вопросами о природе для игры с «экологическим кубом»
•схемы к дидактической игре «Узнай меня»
•дидактические игры «Собери знак», «Каждому свой дом»
•газеты, рисунки: «Природа и фантазия», «Жалобная книга природы»
•эмблемы «Капелька», «Солнышко»
•подарки, медали.
Ведущий: Здравствуйте дорогие участники, гости интеллектуального Турнира Знатоков Природы. Мы с тигренком Тепочкой рады видеть вас у нас в музыкальной студии детского сада № 51.
На фоне аудио записи:
Ведущий: Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир!
Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни!
Как удивительны и уникальны животные, насекомые, птицы - населяющие нашу планету!
Тё почка:
Когда ты идешь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок.
А третье - лягушкой скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «от чего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом и так целый день.
Ведущий: Пойдем - ка, дружок по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Ведущий: Итак, мы начинаем наш Турнир Знатоков Природы. Позвольте представить членов жюри председательФедюкович Светлана Борисовна, заместитель заведующего детского сада, Лузина Марина Александровна, воспитатель, Кравченко Ольга Михайловна, родитель.
Все наши конкурсы- задания оцениваются по 5 -ти балльной системе.
Итак, начинаем!
Тё почка: Наш первый конкурс «Приветствие»
(команды представляют себя)
Ведущий: Наш следующий конкурс «Разминка»
Каждой команде предстоит ответить на 5-ть вопросов. Кто начнет? Тепа, определи, пожалуйста (жеребьевка)
Вопросы для команды «Солнышко»
•Какого цвета шубка у белки? (зимой - серого, летом - рыжего)
•Кто из животных славится строительным искусством? (бобр)
•Какое животное в минуту опасности свертывается клубком (еж)
•Косолапый (медведь)
•Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся осенью, в листопад)
Вопросы для команды «Капелька»
•В стае, каких животных царит железная дисциплина? (в волчьей)
•Какой хищный зверь любит малину? (медведь)
•Патрикеевна (лиса)
•Ползун ползет, иголки везет (еж)
•Кто меняет шубу два раза в год? (лиса, белка, заяц)
Ведущий: Молодцы! Справились со всеми вопросами. Наше жюри подсчитывает баллы
Участникам команд дадим время на отдых, и пока они отдыхают, я попрошу зрителей обратить внимание на выставку книг о природе. Авторы открывают удивительный, прекрасный и таинственный мир природы. Предлагаю Вам ответить на несколько вопросов, взятых из этих книг.
Игра со зрителями:
•Кто раньше всех прилетает к нам весной, стрижи или ласточки? (ласточки)
•Пернатая кошка? (сова)
•Листья, каких деревьев в Амурской области краснеют? (рябина, черемуха, клен)
•Как называется плод у картофеля? (ягода)
Ведущий: А теперь предоставляю слово жюри
Жюри объявляет результаты….
Ведущий: Тёпочка, а для чего тебе нужен этот куб?
Тё почка: Для игры с участниками команд. Вот смотри, каждая сторона куба «говорит» о мире природы. Птицы, животные, насекомые, растения, о том, как природа влияет на здоровье человека, о природе родного края. Вопросы о природе лежат в цветном конверте, согласно цвету стороны куба. Хочешь попробовать?
Ведущий: Давай попробуем, как интересно!
(Играют между собой, таки образом показывая участникам команд)
Ведущий: Пусть теперь и участники команд поиграют, хорошо?
Тё почка: Хорошо.
Ведущий: Конкурс «Ответь правильно»
Я приглашаю участника команды «Солнышко»
Я приглашаю участника команды «Капелька»
Участники каждой команды поочередно бросают куб и отвечают на вопросы, согласно картинке на стороне куба
Ведущий: Предлагаю жюри подвести итоги нашего конкурса. И пока оно работает у нас.
Тё почка: Игра.
Ведущий: Какой ты догадливый.
Тёпочка проводит дидактическую игру «Узнай меня» (участники команд с помощью схем угадывают животных, птиц.)
Ведущий: Слово жюри
Жюри объявляет результаты.
Ведущий: Недостаточно только любоваться природой, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим.
Тё почка: Мы растем, растем, растем
Все о мире узнаем.
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек.
Не сорвем красивый ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Ведущий: Я предлагаю следующий наш конкурс «Покажи правило друзей природы»
Участникам команд предстоит в течение 1 минуты подготовиться к показу с помощью пантомимы положительного правила поведения в природе. Время пошло.
Тё почка: А я предлагаю командам поиграть еще и в игру, которая называется «Собери знак» ( участники команд собирают разрезанные знаки: «разрешающего» и «запрещающего» поведения людей в природе)
Ведущий: Давайте снова поиграем с кубом?
Приглашаю по очереди участников команд «Солнышко»,«Капелька»
Участники команд бросают куб три раза.
Ведущий: Пожалуйста, жюри подведите итоги конкурса, участники команд пусть отдохнут, ну а ты Тепочка поиграй со зрителями.
Тё почка:С удовольствием.
Игра со зрителями.
•Назовите, какого числа отмечают «День птиц» -1 апреля
•Назовите, какого числа отмечают «День Земли» - 22 апреля
•Назовите, какого числа отмечают «День воды» - 22 марта
•На следах, каких хищных зверей нет когтей? (Рысь)
•Для чего птицам хвост? (Управлять полетом, держаться на деревьях)
•Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
•У каких деревьев зимой краснеют листья? (Рябина, осина)
•Хозяин Арктики? (Белый медведь)
•Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)
Тё почка: Молодцы. А я еще знаю одну замечательную игру для всех. Давайте все
вместе поиграем и зрители, и участники команд.
Разминка «Зверобика»
Ведущий: Словожюри, для объявления результатов прошедших конкурсов.
Ведущий: Тёпочка, а как ты думаешь, знают ли наши участники команд,какие растения помогают нам быть здоровыми?
Тё почка: Давайте проверим. У нас и на кубе есть такая сторона.
Ведущий: Конкурс «Помоги себе сам».У кого будет готов ответ, поднимите эмблему. А ты Тёпочка смотри внимательно.
•Лист, какого растения заменяет собой бинт и йод при небольшом порезе (подорожник)
•Какие лекарственные растения лечат простуду?
•Какие лекарственные растения растут у вас в группе?
•С чем связано название лекарственного растения мать - и - мачеха (сверху листья блестящие и холодные, а снизу мягкие и теплые)
•Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички (ромашка)
•Какое лекарственное растение летом в меховой шапке? (одуванчик)
Тё почка: В природе все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Я объявляю следующий конкурс «Логические цепочки»
Поочередно командам задаются вопросы.
•Кабан, медведь, лошадь - все дикие животные
•Ласточка, шмель, пчела - все насекомые
•Кабачок, тыква, арбуз - все овощи
•Пингвин, морж, котик - все животные
Посмотрите на столе лежат разные карточки, я предлагаю капитанам командвыбрать себе несколько из них и составить в течение 1 минуты логическуюцепочку. Пожалуйста. Время пошло.
Ведущий: Пока жюри будет подводить итоги. Я предлагаю музыкальную паузу.
Музыкальная пауза.
Жюри объявляет результаты.
Ведущий: Тёпочка, как ты думаешь, знают ли наши игроки природу родного края?
Тё почка: Давайте проверим.
Ведущий: Давай. Следующий конкурс «Родной свой край люби и знай»
Вопросы для капитанов команд.
•Кого называют хозяином тайги (медведь)
•Самая крупная река Амурской области? (Амур)
•Какое распространенное дерево Амурской области являетсянациональным деревом России? (лиственница)
•Какое растение изображено на гербе Амурской области (дуб)
•Назовите фирменную культуру Амурской области? (соя)
•Какое дерево в нашей области зацветает первым? (ива)
Ведущий: Молодцы капитаны справились, не подвели свои команды.
Тё почка: Пусть жюри подсчитывает баллы.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра.
«Ты человек, любя природу
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она - одна».
Входит Флора
Флора: Здравствуйте, дети, гости. Вы узнали меня? Я - Флора, царица растительного мира природы на всей планете. Мне сегодня утром ласточка принесла ваше объявление, и я сразу поспешила к вам на игру. Какие вы молодцы много знаете о растительном, животном мире, знаете природу родного края. Я к вам пришла с игрой. Игра называется «Да - нет».
•Может ли сазан забраться в океан? (нет, речная рыба)
•Может ли дрозд отморозить хвост (нет, зимует на юге)
•Может ли оса взлететь на небеса? (да)
•Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет)
•Может ли кулик прикусить себе язык? (нет)
•Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
•Может ли синица на крыше поселиться? (да)
•Могут ли собаки отодрать всем ракам баки? (нет, раки живут на дне водоема)
•Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой спит)
Флора: Молодцы, справились с шуточными вопросами.
Ведущий: Да Флора ребята наши молодцы. Давай послушаем наше жюри, оно подведет итоги Турнира Знатоков Природы.
Слово жюри: подведение итогов, поздравление, награждение.
Флора: И у меня есть для вас всех угощение, (корзина с яблоками)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Давайте будем беречь планету
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым
В обиду ее никому не дадим.
Тё почка: Спасибо Флора за угощение и мы тебе обещаем
«Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей
Украсим всю землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами»
Ведущий:Дорогие ребята! Я рада, что вы приняли участие в этой игре. Наш Турнир показал, что вы много знаете о природе, надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее. Я предлагаю всем вместе спеть песню «Лесной марш»
Спасибо за участие! До новых встреч.