Елена Чайковская
Опыт работы «Трудовое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Содержание этих знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Благодаря этим знаниям обеспечивается понимание задач общества и места каждого человека в их решении, понимание значения труда в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом. Это способствует развитию социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей и результатам их труда, отношения к труду уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт работы „Трудовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Педагогами нашего детского сада в соответствии с п. 3.1 ФГОС ДО определены условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества. Первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
• Развитие творческой инициативы, способности себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
• Систематичность и последовательность
• Ориентация на возраст и индивидуальные особенности
• Интеграция
• Взаимодействие с семьёй
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В нашем детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых мы формируем у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе «Детство» является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к трудовому воспитанию, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Основными задачами трудового воспитания детей являются :
• Ознакомление с трудом взрослых.
• Воспитания уважения к труду.
• Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности.
• Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.
• Воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
Дети получают не только знания о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в общественной жизни. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служит основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, возбуждения интереса к его работе, желания помогать взрослым, подражать его действиям. У детей проявляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно – ценностными мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое настроение к получению результата.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребёнка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребёнком по улице, нужно научить его бросать мусор только в урну, тем самым обратить внимание на чистоту улиц. Ребёнку будет интересно узнать, что за чистотой города следит дворник. Покупая хлеб уточнить, что рабочие хлеб завода пекли хлеб всю ночь, а утром рано шофёр развёз хлеб в магазины, хлеб грузили грузчики, а продавал – продавец. Но, а расширять представления о труде взрослых нам помогают картины, иллюстрации и художественная литература. Необходимо помнить родителям и о важности их трудовой деяте6льности в обществе, какую пользу они приносят; приводя примеры: мама – парикмахер, она стрижёт людей; папа – таксист, он возит людей.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).
Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.
Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную.
В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т. д.
В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.
На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии:
• няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать;т. е. няня заботится о детях отсутствие родителей;
• повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты;
• портниха шьет платья, пальто и т. д., заботится о том, чтобы у всех была одежда;
• парикмахер стрижёт, укладывает волосы, делает причёску – заботится о наших волосах;
• доктор нас лечит –заботится о здоровье.
Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда : например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой цветовода, который облагораживает наш город красотой круглый год. Высаживая цветы, деревья, кустарники – создавая разнообразные шедевры на земле.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и в жизни.
Основные понятия, термины и описание педагогического опыта.
Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.