Надежда Михайлова
Труд как естественная форма активности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для его всестороннего развития. Наряду с игрой постепенно все более значительное место в его жизни займет трудовая деятельность. Это очень ценный период для воспитания трудолюбия, уважения к человеку труда. Важно то, что именно в этом возрасте ребенок сам хочет трудиться, что-то делать. Практика подтверждает — нельзя упускать это время, как говорят, «звездный час». И если упустить его, то к трем-четырем годам обычно угасает желание трудиться. Например, к самообслуживанию — уже на третьем году.
Публикация «Труд как естественная форма активности ребенка» размещена в разделах
Основным вашим принципом трудового воспитания ребенка уже с младшего возраста должен быть: не делать за ребенка то, что он может сам сделать, что ему нужно самому делать и, следовательно, что он должен сам сделать. При этом начинает развиваться настойчивость, формируются навыки ребенка, обогащается речь. Детям постарше требуется самостоятельность, умственная и волевая активность. Младшим, конечно…Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком.
В А. Сухомлинский
Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для его всестороннего развития. Наряду с игрой постепенно все более значительное место в его жизни займет трудовая деятельность. Это очень ценный период для воспитания трудолюбия, уважения к человеку труда. Важно то, что именно в этом возрасте ребенок сам хочет трудиться, что-то делать. Практика подтверждает — нельзя упускать это время, как говорят, «звездный час». И если упустить его, то к трем-четырем годам обычно угасает желание трудиться. Например, к самообслуживанию — уже на третьем году.
Основным вашим принципом трудового воспитания ребенка уже с младшего возраста должен быть: не делать за ребенка то, что он может сам сделать, что ему нужно самому делать и, следовательно, что он должен сам сделать. При этом начинает развиваться настойчивость, формируются навыки ребенка, обогащается речь. Детям постарше требуется самостоятельность, умственная и волевая активность. Младшим, конечно, еще очень нужна во всем ваша помощь. Проявляйте уважение к самостоятельности малыша, тактично предлагайте свою помощь: «Дай, я тебе помогу», а не «Дай, я тебя одену». Конечно, это потребует от вас терпения, выдержки, но все же… дайте ребенку возможность делать то, что он может сделать сам. Самостоятельность и породит умение занять себя.
Оговоримся, что не всякое стремление к самостоятельности вы поддержите. Вы всегда увидите, когда она переходит в каприз, как это нередко бывает.
Ваше внимание, интерес и время, затраченное на трудовое воспитание ребейка, на воспитание трудолюбия и умения трудиться, ваше участие и помощь в совместном труде очень сблизят его с вами — взрослыми, так же, как и ваше участие в его развлечениях и отдыхе. Путь это ведет к общности интересов в более поздний период жизни. Это создает условие для передачи традиций в семье от поколения к поколению.
Труд взрослых — живой пример для ребенка
Надо систематически вести малыша к осмысливанию жизненной необходимости трудовой деятельности, настойчиво воспитывать у него трудолюбие. От воспитания интереса к ТРУДУ взрослых через посильное в нем участие вы формируете у него стремление «… браться за работу по собственному почину… трудиться на общую пользу». Для положительного отношения к труду важен пример взрослого.
Воспитание интереса и уважения к труду взрослых начинайте со знакомства детей с вашим домашним трудом. Формируйте у них потребность охотно и тщательно, как взрослые, выполнять трудовые обязанности по дому. Используйте для ознакомления с трудом взрослых прогулки, наблюдения в повседневной жизни, художественную литературу, беседы (на них уточняется, закрепляется, систематизируется наглядно воспринятое).
Знания и чувства, углубленные чтением художественной литературы, беседой, рассматриванием картин, находят отражение во всех видах деятельности малыша (в играх, в рисунках, в рассказах ребенка) и содействуют формированию трудовой направленности. Л. Н. Толстой писал, что важно донести до сознания ребенка то, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть произведение труда людей. Интерес к труду взрослых возникает у детей рано, на втором году жизни. Он находит отражение в играх (лечит — врач, крутит колесо — шофер и т. д.). Стремясь принять участие в труде взрослых, в своих играх малыш репетирует свою будущую жизнь. Задача воспитания в том, чтобы сделать пример труда взрослых активно воздействующим.
Для ознакомления с трудом взрослых используют множество возможностей в повседневной жизни. Действенные приемы — наблюдения и целевые прогулки. А сопровождающие и поясняющие разговоры и беседы об увиденном содействуют возникновению первоначальных представлений о значении труда взрослых. Но знания без практической деятельности самих детей мало воздействуют на них. Чтобы у ребенка формировалось трудолюбие, чтобы он осознавал общественный мотив труда, он должен трудиться сам, выполнять поручения взрослых, помогать им. Вы обеспечиваете при этом не только формирование представлений о труде взрослых, любовь и уважение к людям труда, но способствуете накоплению трудовых умений, навыков. Ибо удовлетворение от своих стараний дети получат лишь тогда, когда добьются каких-то результатов. При этом оценка вами трудовых усилий ребенка имеет первостепенное значение. Для более эмоционального и осознанного восприятия детьми труда взрослых, для поддержания интереса к труду большое значение имеет образное слово.