наталия дудкина
Требования к произведениям фольклора для младших дошкольников
▼ Скачать
Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велось довольно интенсивно, но теоретическое обоснавание и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К. И., Капицы О. И., Виноградова Г. С., Аникина В. П.
Публикация «Требования к произведениям фольклора для младших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство ограничено сочетает пение, движение, игру. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с детских лет сделать фольклор доступным близким детям.
Детям, уже начиная с раннего детства доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментами крупнейший физиолог В. М. Бехтерев. «Маленькие дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие радостную эмоции и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».
Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н. А. Ветлугина, рассказывая о международной музыкальной конференции по музыкальному воспитанию детей, пишет: «Крупнейшие музыканты мира – композиторы, музыковеды, педагоги –раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую музыку, яркую в ее жанровой характеристике…Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выраженной ладовой основой. Вместе с тем музыка строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен»
Музыканты педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его историческую истории, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно педагогическим требованиям :
Быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
Быть художественными;
Быть эмоционально насыщенными;
Быть содержательными и занимательными по сюжету;
Быть мелодичными;
Быть простыми по форме и доступными по содержанию.
Музыкальный репертуар в работе с детьми должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности.
Эти требования предопределено начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это - поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Существуют несколько классификаций фольклора. Выше названной классификации придерживался Аникин В. П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В. П.
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
3) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г. С, Капицы О. И., Науменко Г.
Все образцы были разделены на III раздела.
I - Календарный фольклор
II - Потешный фольклор
III - Игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.
Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь, порой до высот истинной поэзии.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др., они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение "ее деток", которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к заклинкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми формами, способствуют быстрому, легкому запоминанию.
Потешный фольклор
Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т. д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т. д. Употребляются созвучные слова : Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду, щебету птиц (чики - чики - чикалочки, ударам колокола (дон - дон, дили -бом).
Игровой фольклор.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. "Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения".
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Музыкальный материал для детей должен соответствовать следующим требованиям и быть тщательно подобран.
Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть окрашены чувством, иметь яркую мелодию, разнообразную (а не примитивную) гармонизацию, отличаться художественным своеобразием.
Музыкальный материал также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно педагогическим требованиям :
быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств; быть художественными, быть эмоционально насыщенными, быть содержательными и занимательными по сюжету, быть мелодичными, быть простыми по форме и доступными по содержанию. Музыкальный репертуар в работе с детьми должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности.
Музыкальный фольклор имеет большое значение в познание окружающего мира, действительности. Детский музыкальный фольклор важное средство нравственного становления детей дошкольного возраста.