Приложение МААМ

Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»

Арина Валентиновна Андреева
Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.

Темочки:

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор воспитанников, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности. способствует формированию у дошкольников следующих качеств личности: патриотизм, уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества, любовь к малой Родине.

Цель: Создание условий для расширения знаний и представлений детей о русских народных праздниках, приобщение детей к культуре родного края, кубанскому казачеству, традициям посредством использования картинно-графических схем предложений и сюжетных картинок на основе содержания регионального компонента.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомство с традициями празднования Масленицы у кубанских казаков.

Обогащение и активизация словарного запаса региональным материалом (быт, культура и т. д.).

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- формировать навык составления простых предложений по вопросам;

- развивать интеллект, самостоятельность мышления.

Коррекционно-развивающие:

- развивать активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию;

- развивать способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;

- улучшать мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

- совершенствовать пространственный гнозис;

Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать познавательный интерес к традициям кубанского казачества.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

Воспитание доброжелательного отношения к детям и взрослым.

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Воспитание чувства патриотизма.

Используемые образовательные технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития дошкольников, одна из основных технологий в работе учителя – дефектолога с детьми с ЗПР.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Ребенку с проблемами в развитии необходимы педагогическая помощь и поддержка, основанная на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Данное коррекционно-развивающее занятие разработано с учётом возможностей и способностей воспитанников групп коррекционной направленности. Позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности детей с ОВЗ, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития.

Обязательно учитывается уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разработан дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

- технология разноуровневого обучения: одна из ключевых направлений в работе с детьми с ОВЗ. Задания, игры и упражнения, направлены на реализацию дифференциации обучения – создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы.

- технология проблемного обучения: в работе с детьми с ОВЗ ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всей образовательной деятельности.

Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Познавательная деятельность сопровождается беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей.

- игровые технологии: у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с ОВЗ, игра является основной формой развития психических функций и главным способом реального познания мира.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Приемы игровой технологии, используемые в данном коррекционно-развивающем занятии побуждают воспитанников к познавательной активности, к возникновению потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Игровая форма заданий, используемых в данном коррекционно-развивающем занятии, относится к категории дидактических игр, отличающихся наличием сценария, внятных правил, системы оценивания и эмоционального поощрения.

В ходе представленных игр и заданий осуществляется:

-стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, двигательной активности;

-развитие мелкой моторики;

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

-формирование позитивного эмоционального фона, повышение работоспособности участников игровых занятий;

-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

-повышение мотивации детей к самостоятельной деятельности.

- здоровьесберегающие технологии: в коррекционно-развивающее занятие включены артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижная и малоподвижная игры.

Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки; картинно-графические схемы предложений; картинка солнца с лучиками, колокольчик – 1 шт. ложки деревянные, бубны – по количеству детей.

Возрастная категория: 7-8 лет (подготовительный к школе возраст)

Форма деятельности: подгрупповая

Образовательная область: познавательная

Интеграция областей:

-речевая

-коммуникативная.

-физическая

-художественно-эстетическая

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о жизни кубанских казаков; разучивание казачьей подвижной игры «Иголка, нитка, узелок»;

Ход занятия

Организационный этап

Дефектолог: Доброе утро, ребята, я рада Вас видеть, давай поприветствуем друг друга:

Совместное с детьми проговаривание приветствия:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро и солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Коррекционно-развивающий этап

Дефектолог: Ребята, угадайте о ком или о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

- О каком празднике идёт речь

Ответы детей: «Праздник Масленица».

Дефектолог: -Верно, сегодня мы с Вами поговорим о Масленице и как её празднуют кубанские казаки. Посмотри, пожалуйста, на картинки, и расскажи, что Вы на них видите?

Дети: рассматривают картину «Масленица» и отвечают по наводящим вопросам:

-Какое время года изображено на картинках?

-Чем покрыты крыши домов, деревья, земля?

-Это начало зимы или конец?

-Какой день показал художник – холодный или теплый?

-Зачем люди вышли на улицу?

-Что делают люди?- Какие традиции широкой масленицы мы видим на данной картинке? (катание на лошадях, на каруселях)

-Чем они торгуют? На чем играют?

Какое настроение преобладает у людей?

Дефектолог: Масленица – один из самых любимых праздников у казаков. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица – это проводы зимы. Люди, забывают про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселятся от души. Радуются теплому кубанскому солнышку. Ходят друг к другу в гости и сами приглашают гостей к себе, потому что, чем больше гостей, тем больше счастливых дне в году.

-Давайте мы с Вами тоже позовем солнышко!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко кубанское»

Дефектолог проговаривая текст, показывает движения пальчиковой гимнастики. Дети повторяют слова и действия совместно с дефектологом, выполняя пальчиковую гимнастику.

В старину солнце зазывали такими словами:

Солнышко-вёдрышко (руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко!

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепёшки валяют

(имитация движений)

тебя поджидают»

(руки вперёд, «приглашают в гости»)

(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми).

Дефектолог: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.

А чтобы наше солнышко ярче сияло, нужно похвалить его, сказать приятные слова.

Дидактическое игра «Подбери словечко»

Солнце (какое) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

Дефектолог: В Масленицу у кубанских казаков на улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. Масленицу называли так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. У каждой казачки был свой рецепт приготовления блинов, но блины обязательно должны быть тонкие легкие, круглые, золотистые, горячие – похожие на солнышко. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна.

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик» - улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет до 10).

«Мостик» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними резцами (удерживать под счет до 10)

«Качели» - улыбнуться, открыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик зыка поместить за нижние зубы (удерживать 3 сек). Поднять широкий язык вверх, поставить за верхние зубы (удерживать 3 сек) (поменять положение 10 раз).

«Гармошка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать его к нёбу. Опустить челюсть виз, растянув подъязычную связку, затем поднять вверх (10 раз).

«Остуди блинчик» - сделать блинчик, вдохнуть воздух носом и выдохнуть на язык, дуя на ветерок (3 раза).

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Составление рассказа по опорным схемам и вопросам (дети составляют предложения по вопросам и картинно-графическим схемам) :

Дефектолог: посмотрите, пожалуйста, на картинки, на схемы предложений и составьте рассказ о Масленице.

Вопрос: -Что такое масленица?

Ответы детей: «Масленица – это проводы зимы, праздник»

Вопрос: - Что делают казаки на масленицу?

Ответы детей: «На Масленицу казаки ходят в гости, веселятся, соревнуются, едят блины». «Пекут блины, идут к родственникам, друзьям».

Вопрос: - Что готовят хозяйки?

Ответы детей: «На Масленицу казачки пекут вкусные, масляные блины». «Казачки пекут вкусные блины, как солнышко, круглые, золотистые, горячие».

Вопрос: Как провожают масленицу?

Ответы детей: «Провожают Масленицу, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение»

Дефектолог: Ребята, давайте мы тоже повеселимся и устроим свои гулянья! поиграем в кубанскую народную игру «Иголка, нитка и узелок».

Подвижная народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Дефектолог: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь еще сюрприз:

-Масленицу встречаем,

Значит, зиму провожаем,

Я принесла вам бубны, ложки,

Повеселимся немножко!

Игра «Тише – громче»

Дефектолог:

Колокольчики тихо звенят-

Ложки расписные играют,

Колокольчики громко звенят-

Бубны вступают!

Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков, реагируют по очереди бубны-ложки.

Дефектолог: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш гулянье подошло к концу. А Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

Публикации по теме:

«Праздник кубанских игр». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста«Праздник кубанских игр». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Воспитание патриотических качеств у детей начинается с воспитания любви к своей малой родине! В данном направлении мы проводим большую работу.

Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков»Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков» Тепло приветствую моих друзей и гостей странички! В предыдущей публикации я рассказала о подготовке к "Празднику Светлой Пасхи". Сегодня.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Конспект заседания семейного клуба «Светлый праздник Пасха. Семейные традиции» Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями. Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить с особенностями празднования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 18:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Валентиновна Андреева (УИ 38940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД