Арина Валентиновна Андреева
Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор воспитанников, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности. способствует формированию у дошкольников следующих качеств личности: патриотизм, уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества, любовь к малой Родине.
Цель: Создание условий для расширения знаний и представлений детей о русских народных праздниках, приобщение детей к культуре родного края, кубанскому казачеству, традициям посредством использования картинно-графических схем предложений и сюжетных картинок на основе содержания регионального компонента.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Знакомство с традициями празднования Масленицы у кубанских казаков.
Обогащение и активизация словарного запаса региональным материалом (быт, культура и т. д.).
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
- формировать навык составления простых предложений по вопросам;
- развивать интеллект, самостоятельность мышления.
Коррекционно-развивающие:
- развивать активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию;
- развивать способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
- улучшать мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- совершенствовать пространственный гнозис;
Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развивать познавательный интерес к традициям кубанского казачества.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).
Воспитание доброжелательного отношения к детям и взрослым.
Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Воспитание чувства патриотизма.
Используемые образовательные технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития дошкольников, одна из основных технологий в работе учителя – дефектолога с детьми с ЗПР.
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Ребенку с проблемами в развитии необходимы педагогическая помощь и поддержка, основанная на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Данное коррекционно-развивающее занятие разработано с учётом возможностей и способностей воспитанников групп коррекционной направленности. Позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности детей с ОВЗ, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития.
Обязательно учитывается уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разработан дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
- технология разноуровневого обучения: одна из ключевых направлений в работе с детьми с ОВЗ. Задания, игры и упражнения, направлены на реализацию дифференциации обучения – создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы.
- технология проблемного обучения: в работе с детьми с ОВЗ ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всей образовательной деятельности.
Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
Познавательная деятельность сопровождается беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей.
- игровые технологии: у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с ОВЗ, игра является основной формой развития психических функций и главным способом реального познания мира.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Приемы игровой технологии, используемые в данном коррекционно-развивающем занятии побуждают воспитанников к познавательной активности, к возникновению потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Игровая форма заданий, используемых в данном коррекционно-развивающем занятии, относится к категории дидактических игр, отличающихся наличием сценария, внятных правил, системы оценивания и эмоционального поощрения.
В ходе представленных игр и заданий осуществляется:
-стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, двигательной активности;
-развитие мелкой моторики;
-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
-формирование позитивного эмоционального фона, повышение работоспособности участников игровых занятий;
-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
-повышение мотивации детей к самостоятельной деятельности.
- здоровьесберегающие технологии: в коррекционно-развивающее занятие включены артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижная и малоподвижная игры.
Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки; картинно-графические схемы предложений; картинка солнца с лучиками, колокольчик – 1 шт. ложки деревянные, бубны – по количеству детей.
Возрастная категория: 7-8 лет (подготовительный к школе возраст)
Форма деятельности: подгрупповая
Образовательная область: познавательная
Интеграция областей:
-речевая
-коммуникативная.
-физическая
-художественно-эстетическая
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о жизни кубанских казаков; разучивание казачьей подвижной игры «Иголка, нитка, узелок»;
Ход занятия
Организационный этап
Дефектолог: Доброе утро, ребята, я рада Вас видеть, давай поприветствуем друг друга:
Совместное с детьми проговаривание приветствия:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро и солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Коррекционно-развивающий этап
Дефектолог: Ребята, угадайте о ком или о чём мы с вами будем сегодня говорить.
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
- О каком празднике идёт речь?»
Ответы детей: «Праздник Масленица».
Дефектолог: -Верно, сегодня мы с Вами поговорим о Масленице и как её празднуют кубанские казаки. Посмотри, пожалуйста, на картинки, и расскажи, что Вы на них видите?
Дети: рассматривают картину «Масленица» и отвечают по наводящим вопросам:
-Какое время года изображено на картинках?
-Чем покрыты крыши домов, деревья, земля?
-Это начало зимы или конец?
-Какой день показал художник – холодный или теплый?
-Зачем люди вышли на улицу?
-Что делают люди?- Какие традиции широкой масленицы мы видим на данной картинке? (катание на лошадях, на каруселях)
-Чем они торгуют? На чем играют?
Какое настроение преобладает у людей?
Дефектолог: Масленица – один из самых любимых праздников у казаков. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица – это проводы зимы. Люди, забывают про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселятся от души. Радуются теплому кубанскому солнышку. Ходят друг к другу в гости и сами приглашают гостей к себе, потому что, чем больше гостей, тем больше счастливых дне в году.
-Давайте мы с Вами тоже позовем солнышко!
Пальчиковая гимнастика «Солнышко кубанское»
Дефектолог проговаривая текст, показывает движения пальчиковой гимнастики. Дети повторяют слова и действия совместно с дефектологом, выполняя пальчиковую гимнастику.
В старину солнце зазывали такими словами:
Солнышко-вёдрышко (руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепёшки валяют
(имитация движений)
тебя поджидают»
(руки вперёд, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми).
Дефектолог: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
А чтобы наше солнышко ярче сияло, нужно похвалить его, сказать приятные слова.
Дидактическое игра «Подбери словечко»
Солнце (какое) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…
Дефектолог: В Масленицу у кубанских казаков на улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. Масленицу называли так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. У каждой казачки был свой рецепт приготовления блинов, но блины обязательно должны быть тонкие легкие, круглые, золотистые, горячие – похожие на солнышко. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна.
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик» - улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет до 10).
«Мостик» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними резцами (удерживать под счет до 10)
«Качели» - улыбнуться, открыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик зыка поместить за нижние зубы (удерживать 3 сек). Поднять широкий язык вверх, поставить за верхние зубы (удерживать 3 сек) (поменять положение 10 раз).
«Гармошка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать его к нёбу. Опустить челюсть виз, растянув подъязычную связку, затем поднять вверх (10 раз).
«Остуди блинчик» - сделать блинчик, вдохнуть воздух носом и выдохнуть на язык, дуя на ветерок (3 раза).
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Составление рассказа по опорным схемам и вопросам (дети составляют предложения по вопросам и картинно-графическим схемам):
Дефектолог: посмотрите, пожалуйста, на картинки, на схемы предложений и составьте рассказ о Масленице.
Вопрос: -Что такое масленица?
Ответы детей: «Масленица – это проводы зимы, праздник»
Вопрос: - Что делают казаки на масленицу?
Ответы детей: «На Масленицу казаки ходят в гости, веселятся, соревнуются, едят блины». «Пекут блины, идут к родственникам, друзьям».
Вопрос: - Что готовят хозяйки?
Ответы детей: «На Масленицу казачки пекут вкусные, масляные блины». «Казачки пекут вкусные блины, как солнышко, круглые, золотистые, горячие».
Вопрос: Как провожают масленицу?
Ответы детей: «Провожают Масленицу, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение»
Дефектолог: Ребята, давайте мы тоже повеселимся и устроим свои гулянья! поиграем в кубанскую народную игру «Иголка, нитка и узелок».
Подвижная народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,
вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Дефектолог: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь еще сюрприз:
-Масленицу встречаем,
Значит, зиму провожаем,
Я принесла вам бубны, ложки,
Повеселимся немножко!
Игра «Тише – громче»
Дефектолог:
Колокольчики тихо звенят-
Ложки расписные играют,
Колокольчики громко звенят-
Бубны вступают!
Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков, реагируют по очереди бубны-ложки.
Дефектолог: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш гулянье подошло к концу. А Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!