Приложение МААМ

Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»

Арина Валентиновна Андреева
Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор воспитанников, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности. способствует формированию у дошкольников следующих качеств личности: патриотизм, уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества, любовь к малой Родине.

Цель: Создание условий для расширения знаний и представлений детей о русских народных праздниках, приобщение детей к культуре родного края, кубанскому казачеству, традициям посредством использования картинно-графических схем предложений и сюжетных картинок на основе содержания регионального компонента.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомство с традициями празднования Масленицы у кубанских казаков.

Обогащение и активизация словарного запаса региональным материалом (быт, культура и т. д.).

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- формировать навык составления простых предложений по вопросам;

- развивать интеллект, самостоятельность мышления.

Коррекционно-развивающие:

- развивать активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию;

- развивать способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;

- улучшать мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

- совершенствовать пространственный гнозис;

Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать познавательный интерес к традициям кубанского казачества.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

Воспитание доброжелательного отношения к детям и взрослым.

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Воспитание чувства патриотизма.

Используемые образовательные технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития дошкольников, одна из основных технологий в работе учителя – дефектолога с детьми с ЗПР.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Ребенку с проблемами в развитии необходимы педагогическая помощь и поддержка, основанная на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Данное коррекционно-развивающее занятие разработано с учётом возможностей и способностей воспитанников групп коррекционной направленности. Позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности детей с ОВЗ, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития.

Обязательно учитывается уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разработан дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

- технология разноуровневого обучения: одна из ключевых направлений в работе с детьми с ОВЗ. Задания, игры и упражнения, направлены на реализацию дифференциации обучения – создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы.

- технология проблемного обучения: в работе с детьми с ОВЗ ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всей образовательной деятельности.

Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Познавательная деятельность сопровождается беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей.

- игровые технологии: у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с ОВЗ, игра является основной формой развития психических функций и главным способом реального познания мира.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Приемы игровой технологии, используемые в данном коррекционно-развивающем занятии побуждают воспитанников к познавательной активности, к возникновению потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Игровая форма заданий, используемых в данном коррекционно-развивающем занятии, относится к категории дидактических игр, отличающихся наличием сценария, внятных правил, системы оценивания и эмоционального поощрения.

В ходе представленных игр и заданий осуществляется:

-стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, двигательной активности;

-развитие мелкой моторики;

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

-формирование позитивного эмоционального фона, повышение работоспособности участников игровых занятий;

-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

-повышение мотивации детей к самостоятельной деятельности.

- здоровьесберегающие технологии: в коррекционно-развивающее занятие включены артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижная и малоподвижная игры.

Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки; картинно-графические схемы предложений; картинка солнца с лучиками, колокольчик – 1 шт. ложки деревянные, бубны – по количеству детей.

Возрастная категория: 7-8 лет (подготовительный к школе возраст)

Форма деятельности: подгрупповая

Образовательная область: познавательная

Интеграция областей:

-речевая

-коммуникативная.

-физическая

-художественно-эстетическая

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о жизни кубанских казаков; разучивание казачьей подвижной игры «Иголка, нитка, узелок»;

Ход занятия

Организационный этап

Дефектолог: Доброе утро, ребята, я рада Вас видеть, давай поприветствуем друг друга:

Совместное с детьми проговаривание приветствия:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро и солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Коррекционно-развивающий этап

Дефектолог: Ребята, угадайте о ком или о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

- О каком празднике идёт речь?»

Ответы детей: «Праздник Масленица».

Дефектолог: -Верно, сегодня мы с Вами поговорим о Масленице и как её празднуют кубанские казаки. Посмотри, пожалуйста, на картинки, и расскажи, что Вы на них видите?

Дети: рассматривают картину «Масленица» и отвечают по наводящим вопросам:

-Какое время года изображено на картинках?

-Чем покрыты крыши домов, деревья, земля?

-Это начало зимы или конец?

-Какой день показал художник – холодный или теплый?

-Зачем люди вышли на улицу?

-Что делают люди?- Какие традиции широкой масленицы мы видим на данной картинке? (катание на лошадях, на каруселях)

-Чем они торгуют? На чем играют?

Какое настроение преобладает у людей?

Дефектолог: Масленица – один из самых любимых праздников у казаков. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица – это проводы зимы. Люди, забывают про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселятся от души. Радуются теплому кубанскому солнышку. Ходят друг к другу в гости и сами приглашают гостей к себе, потому что, чем больше гостей, тем больше счастливых дне в году.

-Давайте мы с Вами тоже позовем солнышко!

Пальчиковая гимнастика «Солнышко кубанское»

Дефектолог проговаривая текст, показывает движения пальчиковой гимнастики. Дети повторяют слова и действия совместно с дефектологом, выполняя пальчиковую гимнастику.

В старину солнце зазывали такими словами:

Солнышко-вёдрышко (руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко!

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепёшки валяют

(имитация движений)

тебя поджидают»

(руки вперёд, «приглашают в гости»)

(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми).

Дефектолог: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.

А чтобы наше солнышко ярче сияло, нужно похвалить его, сказать приятные слова.

Дидактическое игра «Подбери словечко»

Солнце (какое) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

Дефектолог: В Масленицу у кубанских казаков на улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. Масленицу называли так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. У каждой казачки был свой рецепт приготовления блинов, но блины обязательно должны быть тонкие легкие, круглые, золотистые, горячие – похожие на солнышко. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна.

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик» - улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет до 10).

«Мостик» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними резцами (удерживать под счет до 10)

«Качели» - улыбнуться, открыть рот, широкий язык выгнуть «мостиком», кончик зыка поместить за нижние зубы (удерживать 3 сек). Поднять широкий язык вверх, поставить за верхние зубы (удерживать 3 сек) (поменять положение 10 раз).

«Гармошка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать его к нёбу. Опустить челюсть виз, растянув подъязычную связку, затем поднять вверх (10 раз).

«Остуди блинчик» - сделать блинчик, вдохнуть воздух носом и выдохнуть на язык, дуя на ветерок (3 раза).

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Составление рассказа по опорным схемам и вопросам (дети составляют предложения по вопросам и картинно-графическим схемам):

Дефектолог: посмотрите, пожалуйста, на картинки, на схемы предложений и составьте рассказ о Масленице.

Вопрос: -Что такое масленица?

Ответы детей: «Масленица – это проводы зимы, праздник»

Вопрос: - Что делают казаки на масленицу?

Ответы детей: «На Масленицу казаки ходят в гости, веселятся, соревнуются, едят блины». «Пекут блины, идут к родственникам, друзьям».

Вопрос: - Что готовят хозяйки?

Ответы детей: «На Масленицу казачки пекут вкусные, масляные блины». «Казачки пекут вкусные блины, как солнышко, круглые, золотистые, горячие».

Вопрос: Как провожают масленицу?

Ответы детей: «Провожают Масленицу, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение»

Дефектолог: Ребята, давайте мы тоже повеселимся и устроим свои гулянья! поиграем в кубанскую народную игру «Иголка, нитка и узелок».

Подвижная народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Дефектолог: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь еще сюрприз:

-Масленицу встречаем,

Значит, зиму провожаем,

Я принесла вам бубны, ложки,

Повеселимся немножко!

Игра «Тише – громче»

Дефектолог:

Колокольчики тихо звенят-

Ложки расписные играют,

Колокольчики громко звенят-

Бубны вступают!

Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков, реагируют по очереди бубны-ложки.

Дефектолог: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш гулянье подошло к концу. А Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

Публикации по теме:

«Праздник кубанских игр». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста«Праздник кубанских игр». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Воспитание патриотических качеств у детей начинается с воспитания любви к своей малой родине! В данном направлении мы проводим большую работу.

Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков»Фотоотчёт «Праздник Светлой Пасхи у уральских казаков» Тепло приветствую моих друзей и гостей странички! В предыдущей публикации я рассказала о подготовке к "Празднику Светлой Пасхи". Сегодня.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 18:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Традиции кубанских казаков — праздник «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Валентиновна Андреева (УИ 38940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД