Анна Царевская
Роль традиций и ритуалов группы в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая группа в детском саду, это своего рода «Дом для детей, их родителей и сотрудников». Как и в любом доме, семье такие разные и непохожие люди объединяются вокруг чего-то значимого для каждого. Вот таким образом в нашей группе появились ритуалы и традиции.
Ритуал - установленный порядок действий. Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому.
Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Каждая традиция решает определенные образовательные, воспитательные задачи и соответствует возрастным особенностям детей.
Темочки:
Традиция «Утро радостных встреч», когда воспитатель встречает и приветствует каждого ребенка и его родителей. Тон всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут. Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. И поэтому очень важна приветливая встреча, она влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Поэтому, когда детки уходят домой, я говорю, что очень буду ждать их завтра, а утром напоминаю, что очень ждала, когда ты придешь.
Ритуал «Я пришел (а)». Ребенок самостоятельно или совместно с родителями берет свою фотографию возле картинки дом и размещает ее возле картинки детский сад. Это способствует осознанию им собственной значимости в коллективе.
Традиция «Поиграем вместе». В этом году старшие ребята выпустились, и группа формировалась заново. Для детей и многих родителей посещение детского сада – это новый опыт в их жизни. Поэтому перед нами стояла задача сделать период адаптации максимально комфортным. Чтобы ребятам было не так грустно при расставании с мамой и папой в группе была организована «Полянка друзей». Ребенок выбирал понравившуюся игрушку и вместе с «другом» играли, слушали сказки, одевались на прогулку, гуляли и т. д. до прихода родителей. Затем игрушку возвращали на полянку друзей, прощались с ней до следующего дня.
На сегодняшний день эта традиция немного видоизменилась, к игрушкам добавили различные настольные игры, что способствует объединению ребят в общие игры по интересам, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.
Ритуал «Музыкальная зарядка». Каждое утро колокольчик зовет ребят на зарядку. Для ее проведения использую музыкальные игры с повторяющимися движениями или движениями на ускорение. Это способствует формированию двигательных навыков, заряду бодрости и положительное отношение к спорту.
Традиция «Утренний круг». Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день. Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам использую различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.
Ритуал «Наши дела сегодня». В ходе утреннего круга совместно с детьми составляем план в картинках чем мы сегодня будем заниматься. Сообщаю ребятам, что я для них приготовила, они рассказывают о своих пожеланиях.
Традиция «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть в круг, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения.
Традиция «День рождения». Развивает коммуникативные и творческие способности воспитанников, создает в коллективе благоприятный психологический климат и праздничную атмосферу. В группе оформлен календарь дней рождений воспитанников по временам года. За несколько дней до праздника мы с ребятами готовим подарок имениннику (например, сердце, корзина, цветок с пожеланиями-картинками). В День рождения водим праздничный хоровод и вручаем его.
Традиция «Новая игрушка». В своей практике я применяю способ внесения нового игрового оборудования с помощью сказочного персонажа. Например, игра «Логические яйца». К нам в гости пришла Курочка Ряба. Мы с ребятами вспомнили сказку, сопровождая рассказ показом действий персонажей. Затем Курочка Ряба сообщила детям, что принесла им подарки - яички не золотые, не простые, а с секретом. Но пока шла они в корзине раскололись пополам. Ребятам было предложено собрать половинки в целое, подбирая цвет и форму. Затем дети с курочкой поиграли в подвижную игру "Наседка и цыплята". Вот так была внесена в игровую деятельность новая игра-сортер. Ребята с удовольствием в неё играют, каждый раз вспоминая, что им её принесла Курочка Ряба. Традиция способствует формированию бережного отношения к игрушкам, поддержки игрового интереса детей.
Традиция «Познавательная игротека». Неотъемлемой частью своей работы считаю взаимодействие и сотрудничество с родителями моих дошкольников. Польза от присутствия родителей в группе очень велика: родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей, могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития своего ребёнка, ними возникает единое смысловое пространство, они лучше начинают понимать друг друга. Поэтому один раз в две недели организую игровой стол с пособиями определенной направленности: речевое развитие, ознакомление с окружающим миром, физическое развитие и т. д. (как пример, игротека по конструированию). Во второй половине дня, когда приходят родители, они имеют возможность поиграть с детьми в эти игры, узнать что-то новое для себя, приобрести опыт по организации совместных игр дома.
Традиция «Дерево вопросов». По дороге домой из детского сада родители чаще всего спрашивают своих чад «Что ты кушал? Как ты кушал? Ходил ли на прогулку? Тебя никто не обижал?». Для расширения интереса к детской деятельности в группе было оформлено сезонное дерево вопросов, родитель может взять с собой стикер с понравившимися вопросами и задать их ребенку по пути домой.
Традиция «Гость группы». Новая для нашей группы, но уже полюбившаяся детьми. Они с нетерпением ждут встречи с взрослыми (родитель или сотрудник детского сада). Во время этих встреч дети узнают много нового о разных профессиях, участвуют в мастер – классах, которые гость подготавливает заранее.
Например, недавняя гостья нашей группы рассказала и показала ребятам как замесить тесто, а затем совместно изготовили печенье.
Богаты и разнообразны традиции нашей группы. Мы поддерживаем старые и создаем новые, стараемся, чтобы жизнь наших дошколят была насыщенной и интересной. В результате использования их в своей работе я сделала вывод, что дети в нашей группе стали активно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, установились дружелюбные взаимоотношения.
Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду способствует развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива. Поэтому считаю, что традиции необходимы в жизнедеятельности группы детского сада и широко использую их в своей работе.