Надежда Тихомирова
Конспект НОД «Традиции и обычаи русского народа. Посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции и обычаи русского народа».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки, изготовление куклы-моталки, встреча гостей хлебом солью).
- закреплять навыки изготовления куклы из ткани.
- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки.
Публикация «Конспект НОД „Традиции и обычаи русского народа, Посиделки“» размещена в разделах
Развивать связную, диалогическую речь
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
- Обогащать духовный мир детей.
-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
-Воспитывать чувство патриотизма.
Материалы и оборудование:
Кукла - моталка, старинные предметы быта: русская печь, прялка, гребень, шерсть, веретено, самовар, скатерть, тканые половики. чугунок, ухват, деревянные ложки, посуда, чайник с заваркой, сахар (кусочками, калачи, баранки, каравай, рушники;
- раздаточный материал: на каждого ребенка: 2 лоскутка ткани (квадрат со стороной 20 см, синтепон, цветные нити.
Дети и воспитатель в русских народных костюмах.
Словарная работа:
Сарафан, косоворотка, традиционная одежда, кокошник, платок, горница, изба, гостеприимство, каравай, печь, ухват, чугунок, рушник, матрешки, свистульки, прялка, веретено, народный промысел, кукла – оберег.
Методы и приё мы:
- наглядный (показ слайдов);
- словесный (пословицы и поговорки, вопросы и ответы, пояснения, беседа);
- практический (изготовление куклы-моталки);
- игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность:
- создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;
-экскурсия в Народный краеведческий музей р. п. Тонкино;
- разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;
- чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк» и др.
- разучивание хоровода «Во горе –то калина»;
- проведение бесед о русских традициях, о народном декоративно – прикладном искусстве.
Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: «Хлеб – всему голова», «Землю солнце красит, а человека- труд» и др.
Познавательно – исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «История празднования народных календарных праздников», «Истории семейных традиций».
Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.
Ход НОД:
Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу хороводом «Цепочка»
Времена теперь другие.
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия,
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, а что девочки?
Дети: Сарафаны, косоворотки, кокошники.
Воспитатель: Правильно. А как все эти наряды можно назвать одним общим словом?
Дети: Русская одежда, народная, традиционная одежда.
(Слайд 1)
Воспитатель: Да, правильно. Вспомните, а что девушки надевали на голову?
Дети: Кокошники, платки?
Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?
Дети: Девушки, которые не замужем носили кокошники, а замужние – платки.
Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые давние времена. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Многие из них живут и сейчас. А что такое традиции?
Дети: Обычаи, привычки, это то, что передается от одного поколения другому.
Воспитатель: Какие бывают традиции?
Дети: Семейные, народные.
Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?
Дети: Во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.
Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях.
Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга поклоном
И в народные традиции путешествие начнем.
Ребята оглянитесь вокруг, куда мы с вами попали?
Дети: В старину, в старинные давние времена.
Воспитатель: Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.
Дети (хором) : Хозяюшка, выходи,
Гостей прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает
Входит девочка, кланяется: (Варя К.)
Дай Бог тому
Кто к нашему двору,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Хлебосольство – это одна из традиций русского народа.
(Слайд 2)
Это слово состоит из двух слов – хлеб и соль. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Как вы думаете, а почему так повелось встречать гостей хлебом, караваем?
Дети: Человек всегда рад гостям; он готов поделиться тем, что у него есть дома.
Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.
Дети: (говорят пословицы)
Хлеб - всему голова. (Василина С.)
Хлеб да вода – здоровая еда. (Катя В.)
Ешь пироги, а хлеб вперед береги. (Василина С.)
Без хлеба – половина обеда. (Катя В.)
Хлеб бросать – труд не уважать. (ВасилинаС.)
Будет хлеб – будет и обед. (Кирилл С.)
Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его больше всех. У русских людей был и такой еще обычай. Сея и убирая урожай на полях, после обеда, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте и мы с вами хоровод заведем.
Хоровод «Во дворе –то калина»
Воспитатель: Ребята. посмотрите, что же это перед нами?
Дети: Русская изба, дом, горница.
(Слайд 3)
Воспитатель: Правильно, это - русская изба. Изба – это жилище, дом из бревен. Давным –давно на Руси люди строили себе жилище из бревен. Кто знает, а что такое горница?
Дети: комната в избе.
Горница - это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей.
(Слайд 4)
Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старину, наши предки
Собирали посиделки.
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать,
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки, прибаутки сказывать.
Воспитатель: А загадаю вам загадки, будете отгадывать?
Дети: Да.
1. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)
(Слайд 5)
2. Эту обувь не забыли,
Хоть давным -давно носили,
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
(Слайд 6)
3. Что хозяйка в печку ставит,
Кто, ребята, знает? (чугунок)
(Слайд 7)
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да несет, людям отдает,
А сам на отдых идет, (ухват)
(Слайд 8)
5. В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой,
Деткам пряжу отдает. (прялка)
(Слайд 9)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Дети, скажите, а что является самым главным в доме?
Дети: Печь.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Она обогревала избу, лечила маленьких детей.
Воспитатель: В наши дни русская печь мало у кого сохранилась. А что еще являлось главным в доме?
Дети: Стол. За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь божья. А в центре стола всегда сидел отец – глава семьи.
Воспитатель: Есть еще одна замечательная традиция – чаепитие.
(Слайд 10)
Без него не обходились ни одни посиделки. Стол накрывали скатертью, на середину ставили самовар. Самовар – это символ семейного очага, символ гостеприимства. Поэтому он и занимал почетное место. Рядом с ним ставили чайничек для заварки, в котором заваривали разные травы, сахарницу, в которой сахар был кусочками, затем баранки, бублики.
А вы знаете пословицы и поговорки?
Дети: (говорят пословицы)
Хозяюшка в дому, что оладышек в меду. (Варя Б.)
Что есть в печи, на стол мечи. (Кирилл С.)
Красна изба углами, а стол пирогами. (Илья Я.)
Много гостей, много и новостей. (Кирилл С.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что мы еще видим в горнице?
Дети: Деревянные плошки, ложки, рушник, матрешки, свистульки
Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.
Дети: Потому, что люди сами вышивали, посуду из глины делали, ложки да плошки из дерева вытачивали, а потом расписывали ложки, игрушки.
(Слайд 11)
Воспитатель: А это, что за предмет такой удивительный?
Дети: Это прялка.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: При помощи прялки и веретена девушки и женщины пряли пряжу, а из нее получалась тонкая нить, потом из этих ниток вязали теплые вещи: носки, варежки, кофты и многое другое.
Воспитатель: Правильно. В те давние старинные времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка, т. е. из коры липы. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это длинными зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. Это и называлось посиделками.
(Слайд 12)
Издавна славится русский народ песней, шуткой – прибауткой, пляской да задорной частушкой.
(Максим Д.)
1. Ой, девчата дорогие!
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье
Вместе с вами погулять!
(Варя К.)
2. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
(Маша С.)
3. А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружка.
(Варя К.)
4. По деревне я шла,
И Ванюшку видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
(Кирилл С.)
5. Мы девчонок в своей группе
Очень уважаем.
Пусть девчонки нас полюбят
Мы не возражаем.
Дети: (говорят пословицы)
Рабочие руки не знают скуки. (Маша С.)
Хочешь есть калачи –не сиди на печи. (Сережа П.)
Какова пряха, такова на ней рубаха. (Маша С.)
Дело мастера боится. (Сережа П.)
А какие новые слова вы запомнили?
Дети: Горница, народный промысел, посиделки
Воспитатель: Посмотрите, что еще есть в нашей горнице?
Дети: Кукла
Воспитатель: Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег»
(Слайд 13)
Ее делали так же сами, берегли и хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей. Сегодня мы с вами тоже сделаем себе кукол – оберегов.
Дети подходят к столу, берут кусочки ткани, синтепон, нитки, садятся и изготавливают кукол – моталок.
(Изготовление кукол – оберегов)
Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравилось наше путешествие в старину?
Дети: Всем.
Воспитатель: А какие народные русские традиции вам понравились?
Дети: Чаепитие, хлебосольство и др.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев. Чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Сережа П.
Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!