Марина Волчек
Проект для детей 5–6 лет «Тонкий знаток души человеческой» по теме «А. П. Чехов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: не достаточно знаний о Великом земляке, писателе и драматурге - А. П. Чехове, любви к малой родине, великим людям, прославившим наш Таганрог.
Актуальность: Таганрог-город с более чем трёхсотлетней историей, является уникальным пространством, где сосуществуют прошлое и настоящее, где соприкасаются культуры разных эпох и времен. Он, как книга, открытая к встрече с новыми поколениями. Одна из лучших страниц её повествует о жизни и творчестве нашего великого земляка, писателя-Антона Павловича Чехова. В январе мы отмечаем очередную дату со дня рождения А. П. Чехова. В городе, являющемся родиной Великого писателя и драматурга, созданы и работают литературный и историко-архитектурный музеи-заповедники им. А. П. Чехова, а также, художественный музей. Много исторических мест Таганрога связано с именем писателя. Знакомство с жизнью и творчеством в Великого писателя-земляка занимает важное место в формировании у дошкольников уважения культурных традиций, патриотизма, гордости за наш родной город.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Тонкий знаток души человеческой“ по теме „А, П, Чехов“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Чехов А.П.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Цель проекта : формировать у детей патриотические чувства, через знакомство с жизнью и творчеством писателя А. П. Чехова.
Задачи проекта :
• Расширить и уточнить знания детей о жизни и творчестве А. П. Чехова.
• Развивать внимание, эстетический вкус, умение последовательно излагать свои впечатления от увиденного.
• Воспитывать чувство любви и патриотизма к родному городу, умение найти и показать наш город на карте Ростовской области.
• Воспитывать чувства патриотизма и гордости за наших великих земляков, а так же любовь к литературе.
• Вызвать интерес к разгадыванию кроссворда об А. П. Чехове и его творчестве, развивать логическое мышление.
Предполагаемый результат:
• Активное участие детей и родителей в проектной деятельности.
• Освоение доступных знаний об истории родного края, о жизни и творчестве знаменитого земляка писателя А. П. Чехова.
• Формирование у детей умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
• Воспитание интереса к художественной литературе. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
• Воспитание любви и бережного отношения к городу.
Содержание проекта :
I этап. Подготовительный:
Предварительная работа:
-определение проблемы, цели, задачи проекта;
-изучение методической литературы;
-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры, картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);
-составление плана проектной деятельности.
-постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
-обсуждение проблемы, принятие задач.
Работа с родителями по реализации проекта :
Семейные прогулки к скульптурным композициям по произведениям писателя, посещение дома и лавки семьи Чеховых (Вовлечение родителей в решение проблемы дефицита знаний детей о жизни и творчестве А. П. Чехова. Помощь в проведении мероприятий.)
II этап- основной (практический).
Основной этап.
ОО «Речевое развитие».
Творческое рассказывание детей по темам : «Детство необычного мальчика Антоши Чехова в обычном городе».
Чтение художественной литературы: А. П. Чехова «Белолобый», «Каштанка», «Ванька».
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические и развивающие игры: «Собери картинку» (По рассказу А. П. Чехова «Каштанка, «Собери картинку». (По чеховским местам, «Здание моего города».
Сюжетно-ролевая игра:«Семья».
ОО «Познавательное развитие».
Беседы на темы: «Детские годы А. П. Чехова», «Как жила семья А. П. Чехова в г. Таганроге».
Просмотр презентаций: «Виртуальная экскурсия по Таганрогу», «Мой Таганрог».
Просмотр альбома: «Мой любимый славный Таганрог».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как жил Ваня во времена Чехова»,«Где лучше жилось Каштанке», «Семейные традиции: встречи Нового года»;
Рассматривание фотографий:-семьи Чеховых, -иллюстраций к рассказам «Каштанка», «Белолобый», «Ванька», «Мальчики», «Детвора»,- памятных мест в г. Таганроге связанных с жизнью А. П. Чехова.
ОО «Физическое развитие».
Пальчиковая гимнастика: «Мой город»
Физкультминутка: «Моя малая Родина», «Мы по городу шагаем», «Мой город».
Подвижные игры: «Плетень», «Золотые ворота», «Городки», «Заря-Заряница».
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование: «Домик А. П. Чехова».
Лепка: «Белолобый».
Аппликация «Клоун».
Конструирование: Оригами «Каштанка».
Слушание: П. И. Чайковский слова Сурикова «Рассвет» в исполнении детского хора.
Пение: «Город у самого моря» муз. Шейко.
Музыкально-ритмические движения: Игра «Заря – заряница».
Игра на музыкальных инструментах: П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей».
Третий этап.
Итоговое мероприятие:
- Музыкальное развлечение «Чехов сегодня и всегда». - Фотоотчёт по реализации проекта.
- Создание картотеки «Чехов и наш город». - В книжном уголке выставка произведений А. П. Чехова.
Итоги проекта
В проекте дети участвовали с удовольствием. В ходе проекта формировали представления о творчестве и жизни А. П. Чехова, об истории родного города. Знакомили детей с произведениями : «Каштанка», «Белолобый», «Ванька». Воспитывали у детей любовь к творчеству и жизни А. П. Чехова, чувство гордости и бережного отношения к нашему городу. Способствовали пониманию детей, что все хорошее начинается с родного города и страны.
В ходе проекта дали возможность детям и родителям пообщаться друг с другом посещая памятные места связанные с жизнью писателя. Проявить взаимные чувства друг к другу. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада.
Приложение.
Тематическое занятие:
«Детство необычного мальчика Антоши Чехова в обычном городе».
Цель: Знакомство с детством знаменитого писателя Антона Павловича Чехова и городом Таганрогом XX века.
Лепка: «Белолобый» по произведению А. П. Чехова
Цель: Научить детей лепить собак, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост).
Рисование: «Домик А. П. Чехова».
Цель: закреплять умение создавать композицию из отдельных частей. Активизировать речь детей, через вопросы по содержанию рисунка. Развивать познавательный интерес, индивидуальные творческие способности детей. Формировать у детей осознание необходимости дома для каждого.
Конструктивно-модельная деятельность. Оригами «Каштанка».
Цель: Продолжать совершенствовать навыки при складывании бумаги. Развивать воображение, память.
Беседы:
Беседа на тему. «Детские годы А. П. Чехова.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя. Беседа на тему. «Как жила семья А. П. Чехова в г. Таганроге».
Цель: знакомить детей с биографией А. П. Чехова. Воспитывать интерес к художественной литературе и творчеству писателя.
Беседы о жизни и творчестве А. П. Чехова писателя-земляка. Цель: Расширить знания детей о жизни и творчестве А. П. Чехова, о местах города Таганрога, связанных с именем Чехова.
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа А. П. Чехова. «Белолобый».
Цель: Расширить кругозор детей по классике мировой литературы А. П. Чехова, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька».
Цель: познакомить детей с творчеством нашего земляка, русского писателя А. П. Чехова; показать трудную жизнь мальчика из бедной семьи в старое время, сравнить с жизнью современных детей; воспитывать умение сочувствовать литературному персонажу; расширять круг произведений, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель.
Чтение рассказа А. П. Чехова. «Каштанка».
Цель: Расширить кругозор детей по классике мировой литературы А. П. Чехова, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Заучивание стихотворений о Таганроге.
Цель: Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением.
Дидактические игры:
«Здания моего города»
Цель: Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.
«Собери картинку про г. Таганрог»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
«Собери картинку по произведению А. П. Чехова «Каштанка»».
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о Рассказе «Каштанка», воспитывать любовь к произведениям А. П. Чехова.
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»
Цель: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Способствовать установлению в игре ролевых взаимоотношений между играющими. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Пальчиковая гимнастика
«Мой город»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)
В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)
Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)
Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)
Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)
В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)
Физминутка:
"Мой город"
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» - два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)
Мы по городу шагаем.
Мы по городу шагаем (идут,
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево,
Ярмарки и магазины (поворот вправо,
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)
Моя малая Родина.
Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)
Подвижные игры:
Народная хороводная игра «Заря-Заряница».
Цель: Повысить интерес к русским народным играм. Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры. Повысить интерес к русским народным играм.
Плетень.
Цель: развивать на основе культурных традиций и известных разновидностей народных игр творческие способности детей; активизировать двигательную деятельность детей; формировать у них навыки здорового образа жизни; обучать основам народных игр; возбудить у детей интерес к занятиям физкультурой и спорта.
«Золотые ворота».
Цель: Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.
«Городки».
Цель: Содействовать постепенному освоению техники броска биты с боку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Поддерживать интерес детей к спортивным играм. Развивать произвольность поведения, настойчивость, смелость в игре с правилами. Развивать коммуникативные навыки.