наталья салаева
Тико-моделирование в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже
(Швейцарский психолог и философ)
Цель мастер класса:
Создать условия для развития компетенций педагогов дошкольного образования в реализации образовательных задач. Раскрыть возможности использования ТИКО - конструктора в развитии детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть.
Публикация «Тико-моделирование в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.
Основы технического творчества: конструирование, лего- конструирование, техно-моделирование, робототехника вызывают большой интерес детей. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку. Используя данные ресурсы у педагога появляется возможность для реализации образовательных задач, основанных на живом интересе детей.
Что такое ТИКО - конструктор?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО - моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО :
- обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
- развитие мелкой моторики;
-развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
- обеспечение развития детского технического творчества.
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
- формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Практическая часть.
Организация деятельности педагогов - участников.
Бочонок нужный ты найди,
Дорогу в ТИКО – моделирование ты подбери.
На столе 5 бочонков с изображением букв. Педагоги отгадывают загадку и берут бочонок себе.
Загадки:
Буква на почетном месте,
На виду она стоит,
С этой буквы начинают,
Дети алфавит учить!
Носорог нашел носок,
Но надеть его не смог,
Он к носку попался в плен,
На картинке с буквой ….
Посреди ночных небес,
Полумесяц буквой ….
Кто укажет парой рук
Путь на север и на юг!
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла -
Покатиться бы могла.
Буква эта на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
В помещении разложены различные предметы и игрушки.
Педагогам предлагается выбрать игрушки или предметы в соответствии с их звуком, указанным на бочонке (в любой части слова).
На другом столе разложены карточки схемы и ТИКО – конструктор для дальнейшей работы.
Педагоги проходят к столу и выбирают карточку схему в соответствии с указанным на бочонке звуком. Выполняют несложное конструирование из ТИКО – конструктора по выбранной схеме. Кто справился с задачей, получает приз.
Заключительная часть.
Я показала вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе работы с детьми дошкольного возраста. Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника. Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов, решая проблемы по созданию развивающей среды; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей, а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками.
Рефлексия.
Дерево – это деятельность. Нужно прикрепить плоды, цветы или листья.
Педагог объясняет значение этих предметов.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – нужно еще доработать.