Оксана Карпова
Технология обучения детей составлению загадок по методике А. А. Нестеренко
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Публикация «Технология обучения детей составлению загадок по методике А, А, Нестеренко» размещена в разделах
Аллой Александровной Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
«Что бывает таким же?» У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Эти определения записываются в левой части таблицы друг под другом. Затем просят детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и записывают их в правой части таблицы.
Какой? Какая? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (репка). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какая репка по цвету? - Желтая.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
-Что есть у репки? – Хвостик (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какая она по форме? - круглая (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Какая? Что бывает таким же?
Желтая Солнце
С Хвостиком Мышка
Круглая Колобок
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар : «Желтая, как солнце.
С хвостиком, но не мышка. Круглая,а не колобок. Круглая, как колобок.»
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про дождь.
- Что делает дождь? -Идёт.
- Идёт как кто или что? - Идёт как человек.
-Что делает дождь? - Стучит.
- Стучит как кто или что? - Стучит как молоток.
- Что дождь делает? -Поливает.
- Поливает как кто или что - Поливает как лейка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Итоговая загадка про дождь : «Идёт как человек,
Стучит как молоток.
Модель 3 Поливает, но не лейка
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Как лягушка Не квакает
Как огурчик Не овощ
Как гусеница Прыгает
Протокол составления загадки про кузнечика :
- На кого похож кузнечик? - На лягушку.
- А чем отличается от лягушки? - Кузнечик не квакает.
- Еще на что похож? - На огурчик, но не овощ.
- А еще на кого? - На гусеницу, но он умеет прыгать.
Текст получившейся загадки : "Похож на лягушку, но не квакает; похож на огурчик, но не овощ; как гусеница, но прыгает".
Конечно, в работе над загадками по технологии Нестеренко А. А. сначала возникают определенные трудности у детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения : недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении; невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок; частое непонимание образных сравнений или их игнорирование. Но важно то, что технология А. А. Нестеренко предполагает не только придумывание или составление загадок в уме, а предлагает кропотливую, но интересную и творческую работу над словом. В процессе этой работы стимулируется детская речевая активность, предлагается использование ярких образных сравнений.