Светлана Приходских
Технология «Клубный час» как средство развития у детей самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) является «ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». Следовательно, поддержка активности и самостоятельности дошкольников во всех видах детской деятельности является одной из главных задач педагога.
Публикация «Технология „Клубный час“ как средство развития у детей самостоятельности» размещена в разделах
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.
Наиболее типичные ответы:
• это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
• способность рассчитывать только на свои силы;
• независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
• умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
• умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.
Cамостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. (российская педагогическая энциклопедия)
Самостоятельность – это стержневое качество личности, отражающее ее способность свободно, но сознательно и обоснованно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями независимо от групповых воздействий. (Т. Кулагина)
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Развитие детской самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ожиданиями других людей, актуализировать психологические личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия. Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях. В целях пробуждения у дошкольников самостоятельности мы используем технологию эффективной социализации, которая включает в себя
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно самостоятельно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения
Основными целями «Клубного часа» являются:
• воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
• обучение ориентировки в пространстве;
• воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
• поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
• приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации.
Исследователи Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Дубровина, А. В. Захарова, А. К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции.
Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. т. е. развития саморегуляции, способствующая осуществлению свободного выбора осознанию своего поведения
Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.
Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период, как ни в какой другой.
Используя педагогическую технологию «Клубный час», дает ребенку возможность самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности
Таким образом, для поддержки и развития детской самостоятельности необходимо :
1. Разрешайте детям делать выбор: «Ты хочешь надеть белую футболку или синюю? Ты хочешь взять с собой на прогулку машинку или трактор?»
2. Поощряйте усилия ребё нка: «Полка висит высоко, встань на табурет!»
3. Не задавайте слишком много вопросов
4. Не отвечайте на вопросы сразу!
5. Предложите ребёнку выяснить самому : «У кого ещё можно узнать ответ на этот вопрос?»
6. Оставляйте ребё нку надежду: «Ты можешь попробовать…»