Оксана Кузнецова
Технология «детский мастер-класс в ДОУ»
Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п. 1.4.)
В процессе приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира) приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок овладевает культурными практиками.
Технология «Детский мастер- класс» - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.
В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.
В нашем детском саду появилась новая культурная практика, которая обладает всеми вышеперечисленными характеристиками. Появилась данная технология в процессе наблюдения за детьми : если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе.
Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.
Эта практика стала называться «Детский мастер класс». Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Первый мастер- класс был организован по просьбе детей. Когда воспитанница нашего детского сада Шевчик Каролина презентовала свою исследовательскую деятельность с темой исследования: «Мультфильм своими руками». Ребята задавали много вопросов и попросили показать и рассказать как самостоятельно можно сделать мультфильм. Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа
Каролина показала способы создания мультфильма, путем рисования множества рисунков персонажей сказки. Каролина говорила уверенно, потому что представляла то, в чем она был уверенна, то чем владела лучше всех детей.
Это событие стало поводом для проявления подобной инициативы другими детьми и началом новой культурной практики, получила название «Детский мастер - класс». Многие дети заявили свое желание провести свой собственный мастер класс.
В рамках проведения клубного часа прошел еще один мастер-класс по изготовление украшений из окрашенных макарон. Провела мастер-класс девочка из подготовительной группы. Участвовали в таком мероприятии и родители.
Таким образом, ребенок, проводящий мастер-класс, может предъявить сверстниками или младшим дошкольникам свой опыт.
После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ.
У нас сложилась определенная структура детского «Мастер-класса».
• Презентация темы мастер-класса (Ребенок презентует свой продукт)
• Выбор детьми мастер-класса.
• Представление опыта ребенком (Дети показывают свой способ)
• Практическая часть
• Презентация продуктов деятельности (общий круг- презентуют продукты)
Правила организации.
1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. День и время мастера – класса согласуются на групповом сборе.
2. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
3. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
Постепенно мы с ребятами поняли, что нужны правила.
1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
2. Слушаем внимательно, не перебивая.
3. Вопросы задаём после того, как обучающий закончил объяснение и показ.
4. Вопросы задаём вежливо.
5. Не стесняемся задавать вопросы.
6. Все работы признаются ценными.
7. Плохих работ не бывает.
В чём ценность детских мастер-классов:
Для детей, дающих мастер-класс:
• Приобретение опыта публичных выступлений;
• Формирование коммуникативных навыков;
• Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
• Формирование ответственности;
• Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе:
• Овладение новыми способами действий;
• Приобретение опыта коллективной деятельности;
• Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
• Развитие вопросительности;
• Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Для педагога:
• способ поддержки детских инициатив;
• способ сплочения группы;
• возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
• возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
• возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
• возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
• увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
• способ участия в реализации образовательной программы.
Таким образом, детский мастер класс способствует успешному достижению целевых ориентиров, представленных ФГОС ДО (инициатива, активность, моторика).
Детский мастер класс как новая культурная практика доступен каждому педагогу и позволяет решать множество задач.