Наталья Котунова
Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать
Моя работа строится по нескольким направлениям:
• Диагностическое направление.
Диагностика включает в себя входную (в начале учебного года) – с целью выявления уровня развития психических процессов, коммуникативной и эмоциональной сфер, и контрольную (в конце года) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей с ОВЗ. На основании входной диагностики составляю индивидуальную карту психического развития, где прописываю общие сведения о ребенке, психологическая характеристика, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, планируемые результаты и содержание коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
Для диагностики детей с ОВЗ я использую различные методики:
• Психолого-педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелевой Елены Антоновны (изучение уровня познавательного развития)
• Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)
• Методика «Лесенка» (исследование самооценки ребёнка с ОВЗ)
• Консультативное направление.
Направление осуществляется на двух уровнях:
1. Родители
В каждой группе оформлен психологический уголок, где размещаю:
консультации для родителей
памятки
информационные листы
рекомендации.
Информация обновляется раз в месяц.
2. Педагоги.
С педагогами провожу групповые консультации, семинары-практикумы.
Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВ
• Организационно-методическая работа.
Осуществляется непосредственно в течение года – это планирую работу на следующий учебный год, подбираю материалы для проведения консультаций и проведения диагностической работы, материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. Также особое место уделяю изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Коррекционно-развивающее направление.
Значительную часть своей работы, я посвящаю коррекционно-развивающей работе. Она направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в психическом развитии детей ОВЗ, их социальную адаптацию.
С детьми ОВЗ провожу групповые и индивидуальные занятия.
Групповые занятия проходят по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик - семицветик», авторов Куражевой Н. Ю., Вараевой Н. В., Тузаевой А. С., Козловой И. А.
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ провожу, опираясь на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Мной составлен цикл занятий на весь учебный год.
Эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является кабинет педагога-психолога. В кабинете имеются пособия и методическая литература для коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.
Каждое занятие, это серьезный труд как меня, педагога, так и ребенка с ОВЗ. Чтобы занятие было интересным, увлекательным, менее утомляемым я применяю коррекционно - развивающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающие технологии :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
развивают ловкость и точность рук, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, развивают мелкую моторику. (видео)
• гимнастика для глаз
повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление
• дыхательная гимнастика
укрепляет физическое здоровье ребенка, развивает органы дыхания. (видео)
• Релаксация
способствует снижению психического, эмоционального напряжения, повышению эмоционального настроя.
• физминутки и динамические паузы
повышают умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снимает напряжение. (видео)
• применение сухого бассейна.
развивается общая двигательная активность, координация движений, равновесие, общая и мелкая моторика.
Технологии обучения ЗОЖ :
• Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков
• беседы
• этюды
• игры разной степени подвижности
• игротерапия
• самомассаж и точечный массаж (видео)
• рисование.
Коррекционно-развивающие технологии :
• элементы сказкотерапии
• песочная терапия
• музыкальная терапия
Кинезитерапия
• различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивают релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний.
Рефлексотерапия
• воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок -воздействие на рецепторные точки шипованным шариком или спиралью.
ИКТ технологии :
Мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе, включения в занятия разнообразные компьютерные игры, иллюстрации.
Игровая технология :
В процессе таких игр как: «Собери рисунок», «Умные трафареты», «Узнай время», «Волшебные веревочки», у ребенка формируется активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, развивается логическое мышление, творческие навыки и фантазия.
Применяя данную технологию, я с особым удовольствием использую игры на липучках, они развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка с ОВЗ координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. (видео)
В данной папке собраны игры по лексическим темам, в соответствии с конспектами индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Материал этой папки планирую пополнять и в будущим.
Таким образом, использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует повышению работоспособности, выносливости детей, развитию их психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, что в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.