Елена Резаева
Технологии проблемного обучения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии проблемного обучения в ДОУ
Всё чаще в нашей жизни дети часто встречаются с различными трудностями, и мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности поэкспериментировать, подумать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Вопрос,почему же так происходит? Мы очень заняты, и из-за нехватки нашего времени. Дети привыкают просят помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Публикация «Технологии проблемного обучения в ДОУ» размещена в разделах
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения :
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
2. Быть доступным для обучающихся;
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения :
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки:
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
В своей работе я стала использовать данную технологию не так давно, но хочу отметить, на сколько она помогает расширять рамки возможного в обучении детей! Использовать эту технологию я попробовала в деятельности углублённого ознакомления детей с русскими народными сказками, на занятиях по дополнительному образованию. Детям очень нравится фантазировать, у каждого своё видение на поставленную проблему. С помощью технологии проблемного обучения ребёнок может найти объяснение хода действия в сказке, а так же предложить своё развитие содержания.