Вера Меркулова
Театральная деятельность в системе коррекционного воздействия на эмоциональную и речевую сферу ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность в системе коррекционного воздействия на эмоциональную и речевую сферу ребенка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа «Прогимназия»
Из опыта работы
Тема: «Театральная деятельность в системе коррекционного воздействия на эмоциональную и речевую сферу ребенка.
Выполнила:
Воспитатель: Меркулова В. В.
г. Сургут, 2018г.
Публикация «Театральная деятельность в системе коррекционного воздействия на эмоциональную и речевую сферу ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Условия современного общества, нестабильность в семейных отношениях, со стороны родителей недостаточное внимание, общение приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, трудностям в выражении своих эмоций.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
В вопросе развития эмоциональной сферы детей по мнению А. В. Запорожца очень важным является включение их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Именно деятельность позволяет ребенку прочувствовать, пережить, различные эмоциональные состояния.
Музыкальное и театральное искусство - это мощное средство эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, которое создает предпосылки для активной деятельности и помогает «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве. На основе театрализованной деятельности реализуются практически все задачи обучения, воспитания и развития детей. Театральная деятельность успешно используется и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица, пантомимике (выразительные движения тела, а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса).
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Группа, в которой я работаю, состоит из 20 человек. В группу входят дети 5 – 6 летнего возраста, в основной массе, не имеющие каких – то отклонений в развитии. Один ребенок находится на учете у невролога, восемь детей с нарушением речи. Один ребенок – из трудной семьи.
В работе я столкнулась с проявлением различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе были дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумнее, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно было заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Чем старше становились мои малыши, тем ярче проявлялись их характеры, в их развитии большую роль играли сверстники. В общении между собой появлялось притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Притом, общение эмоционально насыщенное. Дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог, для них важным было собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, протесты, обиды. Среди детей появились популярные и непопулярные дети. В различных эмоциональных проявлениях выражалось отношение к ним. Опыт многолетней работы в дошкольном учреждении, наблюдения за детьми позволяют предпологать мне, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность
С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, реализуют творческий потенциал, познают окружающий мир, себя и других людей,.
Для достижения поставленной цели и эффективного решения задач, очень актуально создание насыщенной среды в группе. Исходя из поставленной цели я оформила уголок «Мир театра», включающий в себя:
ТСО,
наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу и следующие виды театра :
пальчиковый театр;
театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
настольный театр;
фланелеграф - театр картинок;
матрешки-сказки;
театр масок;
театр из картона;
вязаный;
Атрибуты для организации театрализованных игр
(фланелеграф, ширмы, шапочки, маски).
Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).
Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность воспитанников в группе.
Театрализованная деятельность позволяет воспитаннику решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Вот это и помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, робость.
Из выше сказанного следует, что театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Практические занятия включают в себя поэтапное освоение навыков театрального мастерства. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, что считается определяющим для дальнейшего обучения воспитанников театрализованной деятельности.
С точки зрения психологов театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь воспитанников в детском саду, дарит ему радость, но дошкольники по-разному относятся к выступлениям. Для некоторых детей это связанно с огромным нервным напряжением.
Чувство волнения, неуверенности в себе, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что независимо от способностей всем детям должны быть представлены равные возможности для участия в инсценировке. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, и я смогу спрятаться заних».
Очень результативными для преодоления сценического волнения являются и различные виды кукольных театров.
Играя за ширмой, ребенок получает возможность оградить себя от зрителя.
Психотерапевтическое воздействие театра строится на следующих качествах сценической игры.
Актеры - игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события (на первый взгляд) не имеют к ним никакого отношения, действия не о них, позволяют актерам почувствовать себя более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер драмы позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и чувства. Театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, ощутить умиротворение, занять более активную жизненную позицию. Таким образом, успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. У ребенка вырабатывается, уверенность в себе положительная самооценка. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.
В волшебных сказках моральные ценности представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои - наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, честностью, красотой, подкупающей прямотой, и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа.
Для девочек это красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.
Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений воспитанникам (типа «слушайте родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.
Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушать старших, родителей звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
Страх и трусливость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Из вышесказанного следует, что театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность опосредованно от лица какого-либо персонажа позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. А практические занятия включают в себя поэтапное освоение навыков театрального мастерства. Раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала уделяется особое внимание, что очень важно для дальнейшего обучения детей театрализованной деятельности.
.
Методы и приемы развития и коррекции эмоционально – речевой сферы
детей дошкольного возраста.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, распознавать и произвольно проявлять их научить его осознавать свои эмоции должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.
В ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и во время свободной деятельности детей, где дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью и музыкой осуществляется знакомство детей с эмоциями.
Ценность занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать и других и себя, у них чаще возникает эмпатия по отношению к детям и взрослым.
Мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей :
с помощью сюжетно-ролевых игр,
подвижных игр,
техники выразительных движений,
этюдов,
мимики и пантомимики,
литературных произведений и сказок (игр-драматизаций).
В данном направлении при работе с детьми важно сделать акцент на развитие следующих умений:
- умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
- умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
Я использовала следующие методические средства в процессе непосредственной образовательной деятельности :
Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы.
Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умений увидеть в другом человеке его достоинства;
• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
. Игры, направленные на развитие воображения.
В своей работе я использовала разные методы, преимущество которых состоит в развитии не только речевой сферы, но и эмоциональной. В чем же их преимущество?
Игры-драматизации - персонажами игр становятся сами дети. Дети в ходе игры не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и учатся управлять собой. В игре участие детей является добровольным.
Все должно быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Все части занятия решают не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. Творческие идей и предложения самих детей могут включаться в процесс игры.
Психогимнастика.
Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Ребенок например не только выполняет резкие махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющий на воображаемой трубе. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию.
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:
- фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательно воспроизводить чужие эмоции;
- повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства.
С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Я думаю опираясь на свои наблюдения и выводы, что развитие эмоциональной сферы зависит, от следующих факторов:
Комфортная организация режимных моментов.
Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
оздоровительно-профилактической гимнастики,
физкультминуток,
спортивных игр,
подвижных игр,
досугов.
Игротерапия: сюжетно-ролевые игры, игры на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры.
Арттерапия: рисование, танец, музыкально-ритмические упражнения.
Игры-драматизации.
Психогимнастика: этюды, мимика, пантомимика.
Посещение комнаты психологической разгрузки.
Задания, направленные на: организацию совместной деятельности :
составления рассказов, организацию театрализованных игр.
использование наглядных пособий:
фотографий,
рисунков,
схем, символов.
Особенно важна организация сотрудничества с семьей.
Мной разработан план взаимодействия с родителями, включающий:
анкетирование,
консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников, беседы,
оформление наглядной агитации,
привлечение к участию в досугах и развлечениях.
Таким образом, успешное решение задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей).
Применения комплекса средств, методов, форм, создания предметно – развивающей среды, дает возможность получить положительный результат в педагогической деятельности.
Результативность педагогической деятельности.
Проанализировав весь материал, считаю проделанную работу результативной;
1. Разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности по направлениям : дети, родители, воспитатели.
2. Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателя и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами и театрализованной деятельности.
3. У детей появилось чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения друг с другом, чувство эмоционального благополучия, повысилась эмоциональная отзывчивость и активность в разных видах деятельности.
Считаю необходимым и дальше использовать в театрализованной деятельности специальные этюды и сказки, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Продолжая деятельность в этом направлении, планирую обобщить опыт семейного воспитания по использованию театрализованных игр в семье.
Выводы
В заключении хочется сказать, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Эмоции для детей имеют следующее значение:
выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой – либо деятельности из чувства страха и отвращения);
способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
помогают приспособиться к ситуации;
сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т. д.) и
все виды деятельности;
являются показателем общего состояния ребенка,
его физического и психического самочувствия.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего, ребенка.
Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека
по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.