Елена Капенкина
Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Целевые ориентиры, которые обозначены в ФГОС ДО, согласно которых ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, направляют нас педагогов на поиск новых подходов к организации образовательной деятельности. Именно эти лич-ностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в те-атрализованной деятельности дошкольников.
Публикация «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Слайд 3
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Слайд 4
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Слайд 5
Театрализованная деятельность позволяет решать следующие задачи:
- учит проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
- развивает умение регулировать свое поведение;
- развивает речь, память, мышление, воображение, самовыражение.
Многие дети данного возраста испытывают робость, застенчивость,
неуверенность в себе, благодаря использованию театрализованной деятельно-сти нам удалось решить данные проблемы, так как каждый ребенок имел возможность проявить себя в роли понравившегося персонажа.
Слайд 6
Исходя из опыта работы, могу сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Слайд 7
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт соци-альных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Самые узнаваемые сказки могут проходить совсем необычно, и это зависит от настроения ребенка ( например: он не хочет, чтоб колобка съела лиса, или же теремок не должен сломаться, вот здесь-то и проявляется полное твор-чество и фантазия детей и воспитателя). Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Например, экологическая сказка «Приключения Пети в лесу», мюзикл «Две лягушки и комар», «Волшебное рождество» и приобщение детей к основам безопасности жизнедеятельности «Кошкине дом».
Слайд 8
Могу сказать, что использование совместной театрально-игровой деятельности является уникальным видом сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.
Слайд 9
Основная цель работы во второй младшей группе – заинтересовать и при-влечь детей к театрализованной деятельности. Дети этого возраста на пер-вом этапе (1 квартал) являются зрителями,спектакли показывают воспитатели, а дети получают от театрализованного представления эмоциональное удовольствие. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Главные действующие лица в постановках – звери (зайка, собачка). Эти персонажи наиболее близки малышам.
Слайд 10
Со второго квартала педагоги начинают привлекать к участию и детей. Текст читают сами 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельно-сти. Дети перевоплощаются в знакомых им животных, однако обыграть сюжет пока не могут. Двигательные и речевые способности при передаче образов развиваются на основе подражания взрослому. Поэтому задача- научить некоторым способам игровых действий по образцу. Для театрализованных игр во второй младшей группе сначала использую фольклор: потешки «Сорока, сорока….», а потом, например, «Муха –цокотуха» С. Маршака
Слайд 11
Театрализованная деятельность с детьми 2 младшей группы, в основном проходит в рамках области «Речевое развитие». Также активно воспитатели используют театрализованную игру на праздниках, развлечениях, самостоятельной театрально-художественной дея-тельности детей, сюжетно-ролевых играх и играх в повседневной жизни.
Слайд 12
Главное в театрализации – дать свободу творчеству детей. И в результате от совместной деятельности с детьми в работе со сказкой получить массу удовольствия, смеха, радости.
Слайд 13
С детьми 2 младшей группы педагоги используют следующие виды ку-кольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток. Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него понадобится цветной картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы. Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки. В театре петрушки, используются куклы перчаточного типа Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изго-товления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить фантазию и воображение ребенка. Во второй половине дня второго полугодия в совместной деятельности с детьми я знакомлю воспитанников и другие видами театра. Например, теневой.
Слайд 14-15
Одним из распространённых театров является – театр мягких игрушек. Уже в период заучивания потешок, первых стихов воспитатели на столе разыгрывают спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.
Слайд 16-17
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности
Слайд 18,19,20
При создании условий для коллективных режиссерских игр кроме образных игрушек используют в работе разнообразный бросовый материал.
Слайд 21
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-роевой игрой и являются её разновидностью. В сюжетно-ролевой игре дети повседневно отражают сюжеты из жизни и импровизируют. Театрализованные игры, в отличии от них, развиваются по заранее подготовленному сценарию на основе содержания сказки, стихотворения и т. д.
Слайд 22
Конечно работа с детьми тесно связана и с работой с родителя-ми. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр, привели к тому, что родители заинтересовались театральной деятельностью, которая проходит с их детьми. Активное включение родителей в оснащение предметно – пространственной развивающей среды по театрализованной деятельно-сти :изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, которые дети приносят в группу.
Слайд 23
Родители 2 младшей группы были инициаторами создания мини-музея «Старинная игрушка», где собраны те игрушки, в которые играли сами родители, их мамы и даже бабушки. Конечно, эта инициатива была поддержана. Дети с большим вниманием и удовольствием разглядывают эти старинные игрушки, а воспитатель, знакомит этих маленьких любо-знательных малышей с историей возникновения игрушек, конечно в доступной для этого возраста форме.
Вывод: Внедряя в образовательный процесс занятия театром, воспитатель старается сделать жизнь детей содержательной и интересной, наполнить ее радостью,творчеством и яркими впечатлениями. А самое главное - дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им,необходимы в повседневной жизни.
В процессе систематической и последовательной работы с детьми к концу второй младшей группы у детей развиваются умения :
1. Освоение позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зри-телем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, ска-зать спасибо «артистам»).
2. Становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний.
3. Умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.