Татьяна Алешина
Театр в детском саду: речь и игра, творчество и развитие. Конспект занятия «Поможем Маше вспомнить сказку. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
В рамках муниципального конкурса на лучшую методическую разработку организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
«Театр в детском саду : речь и игра, творчество и развитие»
Номинация : «Развиваем речь, играя»
Тема: «Поможем Маше вспомнить сказку»
Цели:
Публикация «Театр в детском саду: речь и игра, творчество и развитие, Конспект занятия „Поможем Маше вспомнить сказку, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
1. Знакомство детей со звуком «Ш». Формирование правильной артикуляции этого звука;
2. Осуществление развития звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;
3. Развитие у детей правильной диалогической и монологической речи посредствам игр и инсценировок сказки :
- Освоение диалогической речи:
*умение отвечать на вопросы и обращения педагога;
*желание сообщать о своих впечатлениях и желаниях;
*умение задавать вопросы в условиях наглядно-определённой ситуации общения (Кто к нам пришёл? Как его зовут? и т. д).
- Освоение монологической речи:
*по вопросам педагога составление кратких рассказов из 2-3 предложений;
*умение детей использовать в речи простые предложения, а с помощью педагога строить сложные предложения.
Задачи:
1. Вовлекать детей в игровое речевое взаимодействие со сверстниками;
2. Вызывать интерес к театрально-игровой форме деятельности;
3. Побуждать детей самостоятельно разыгрывать ролевой диалог в инсценировке сказки;
4. Воспитывать желание и интерес детей внимательно следить за развитием действий в инсценировке сказки;
5. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ш»;
6. Упражнять в нахождении необходимого звука в словах;
7. Обогащать речь детей прилагательными.
8. Создавать условия доброжелательной и дружественной атмосферы в группе.
9. Вызывать желание детей участвовать в театрализованном процессе.
Материалы и оборудование:
1. Магнитофон;
2. Фланелеграф, оформленный в виде теремка, персонажи сказки.
3. Маски персонажей сказки «Теремок»;
4. Пластилин, доски для лепки и стеки;
5. Макет-ширма «Теремок»
Введение
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности детей…»
В. А. Сухомлинский
Мы все прекрасно знаем, как дети любят играть. Игра развивает язык, а язык организует игру. .Главное назначение игр – развитие ребёнка. Поэтому, очень важно внедрять разнообразные игры в образовательный процесс.
Игра на занятиях необходима для снижения физических и эмоциональных нагрузок. Именно, во избежание переутомления детей, педагоги должны проводить занятия в игровой форме. Благодаря игре процесс обучение для детей дошкольного возраста проходит в более доступной и лёгкой форме. На занятиях необходимо уделять особое внимание играм, ведь игры способствуют расширению представления детей об окружающей их действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речевого развития.
Игры в процессе обучения развивают речь детей : формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, активизируют и пополняют словарь.
Тоже самое хочу сказать и о театрализованной деятельности в образовательном процессе
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Этапы методической разработки :
1Этап – Мотивация.
Сюрпризный момент – «К нам в гости кто-то идёт!» ;
2 Этап – Основная часть.
НОД по развитию речи в театрально-игровой форме. Проводится занятие по развитию речи в театрально-игровой форме. Тема– «Поможем Маше вспомнить сказку»
3 Этап – Рефлексия.
Подведение итогов. Воспитатель, вместе с детьми определяют своё настроение и эмоции, связанные с проведённым занятием с помощью «Круга настроения».
И, в заключении, сюрпризный момент – дети получают подарки.
Ход занятия.
Педагог обращает внимание играющих детей на себя, проговаривая чистоговрку с акцентированием на звук «Ш» в словах.
Мышонку шепчит мышь:
- Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише!
-Ребята, ш-ш-ш! Кажется, к нам кто-то пришел! Слышите, кто-то шуршит за дверью.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. (воспитатель выходит из-за двери с куклой Бибабо – Машей из мультфильма «Маша и Медведь». У Маши в руках мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл! Как зовут эту девочку?
Дети: Маша!
Воспитатель: Правильно, ребята, это Маша из мультфильма «Маша и Медведь».Давайте с ней поздороваемся!
Дети: Здравствуй,Маша!
Маша: Здравствуйте, ребята! Ой, как вас тут много. А чем это вы тут занимаетесь? (ответ детей)
Воспитатель: - Маша, у нас начинается занятие по развитию речи. Сегодня мы будем знакомиться с новым согласным шипящим звуком «Ш».
Маша: Ой, как интересно! А почему он шипящий? Он что, умеет шипеть?
Воспитатель: А мы с ребятами сейчас тебе покажем, как звучит этот звук и, ты всё поймешь. (воспитатель предлагает детям проговорить чистоговорку, выученную ранее «Наша группа хороша!» (Приложение № 1)
Маша: Вот здорово! Теперь я поняла! Этот звук и,правда, как будто шипит. Ребятки, а что вы ещё делаете на своих занятиях?
Дети: рисуем, лепим, читаем сказки….и тд.
Маша: Сказки? Я тоже очень люблю сказки! Только, к сожалению, я сама их читать не умею пока. Мне их Миша рассказывает. Мне недавно Миша рассказал такую интересную сказку. Она мне так понравилась!
Воспитатель: Маша, может быть ты расскажешь её нашим ребятам? Они очень любят слушать сказки. Как называется эта сказка?
Маша: Ой, я кажется забыла, как она называется…
Воспитатель: А про кого же твоя сказка?
Маша: Ой! Кажется, пока я к вам шла, всё забыла -и как сказка называется, и о чём она, тоже забыла…
Воспитатель: Ну, ничего страшного, Маша. А что у тебя за мешочек?
Маша: А этот мешочек мне дал Миша и сказал, что он волшебный.
Воспитатель: Волшебный? Интересно!
Маша:Миша сказал, что если я о чём-то забуду, то этот мешочек обязательно мне поможет.
Воспитатель: Может быть твой мешочек поможет тебе вспомнить сказку?
Маша: - Точно! Ребятки, а вы мне поможете? (ответы детей)
Воспитатель: - Конечно, ребята тебе помогут. Ну давай, посмотрим, что же в твоём мешочке. (воспитатель с Машей протягивает мешочек нескольким детям. Каждый вытягивает из мешочка фигурку – персонажа из сказки «Теремок» для фланелеграфа. Воспитатель просит каждого ребенка показать, кого достал и, громко и чётко назвать персонажа. – Мышка, лягушка, мишка….и т. д.)
- Маша, так это же персонажи из какой-то сказки….Ты вспомнила, как эта сказка называется?
Маша: - Что-то никак не могу вспомнить. Кажется, тут чего-то не хватает…Ох! Что-то я так устала….
Воспитатель: Давайте вместе поиграем в игру и немного отдохнём. Может тогда Маша вспомнит сказку.
(Проводится жестовая игра «Терем-теремок» (Приложение № 2)
Воспитатель: Ну, Маша, ты вспомнила, чего же тут не хватает?
- Ребятки, давайте внимательно посмотрим и скажем Маше, чего же тут не хватает….(ответы детей)
Маша: Точно! Здесь же теремка не хватает….Правильно ребятки! А сказка так и называется - «Теремок»! Спасибо вам ребята, что помогли мне всё вспомнить!
(воспитатель выставляет фланелеграф в виде теремка)
Воспитатель: Ребятки, давайте наших героев расставим. (дети выкладывают персонажей на фланелеграфе)
- А теперь давайте поиграем, а Маша нам поможет.
Маша: - Давайте! Я с удовольствием с вами поиграю и помогу вам!
Воспитатель: - Поскольку, мы сегодня знакомимся со звуком «Ш». наша игра называется «Поймай звук «Ш»». (Приложение № 3)
(Дети садятся на стульчики)
Маша: Молодцы ребята!
Воспитатель: - Маша, а ты запомнила, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Маша: - Да, это звук»Ш».Ребятки, давайте все вместе произнесём этот звук.
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш! (все вместе шипят)
Воспитатель: Маша, а ты знаешь, что в сказке «Теремок» тоже очень часто встречается этот звук?
- Ребятки, давайте назовём всех персонажей, у которых в названии есть звук «Ш».
.(воспитатель просит называть персонажей сказки, чё тко проговаривая:
Мышка – норушка, Лягушка – квакушка, Мишка – косолапый)
Маша: - Молодцы ребята! Какие вы внимательные!
Воспитатель: Маша, а теперь давай посмотрим и послушаем сказку «Теремок», а наши ребятки с удовольствием в этом поучаствуют. (воспитатель с Машей выбирают участников для инсценировки. Надевают маски персонажей.)
Маша: Я с удовольствием посмотрю вашу сказку!
С помощью воспитателя проводится инсценировка сказки «Теремок». (Приложение№ 6)
Воспитатель: Ну что, вам понравилась сказка? (ответы детей)
Маша: Какие вы молодцы!
Воспитатель: А теперь, давайте ка все встанем и, разомнёмся! (все дети встают на коврик. Проводится физминутка «Мы шагаем…».Воспитатель чётко проговаривает слова со звуком «Ш» (Приложение № 4)
Воспитатель выносит «Круг настроения» (круг со стрелкой с избражениями смайликов, обозначающих (выражающих) разные эмоции. Каждому ребёнку предлагается повернуть стрелку на тот смайлик, который подходит под его настроение)
Воспитатель: - Ребятки, если сегодня вам было интересно и весело, то поверните стрелочку на весёлый смайлик, а если было не ин и скучно – на грустный, а если вам совсем ничего не понравилось – на злой смайлик. (дети самостоятельно делают свой выбор)
- Маша, ну а тебе понравилось у нас?
Маша: Спасибо вам ребята!Мне очень понравилось на вашем занятии!
Воспитатель: И тебе спасибо, Маша! И Мише спасибо за его волшебный мешочек!
Маша: Ой, ребята! А в моём мешочке опять что-то лежит! Это же подарки для вас от Миши! (Маша достаёт из мешочка книжки со сказками и кубики).
Воспитатель: Ребята, что надо сказать? (ответ детей)
Маша: И вам спасибо! А мне пора уходить. Меня Миша, наверное заждался…
- До свидания, ребята! (ответ детей)
Свободная деятельность:
Воспитатель: А теперь, давайте рассмотрим ваши подарки
Дети рассматривают иллюстрации новых сказок и играют в кубики, подаренные Машей и Мишей.
После мероприятия, в рамках свободной деятельности детей, воспитатель выкладывает пластилин и предлагает для Маши и Миши слепить («испечь») оладушки. В процессе лепки, воспитатель с детьми проговаривают текст из русской народной песенки – «Ладушки…» (Приложение № 5)
Приложение № 1
Чистоговорка «Наша группа хороша!»
Цель: автоматизация звука "Ш" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ш" в речи с помощью чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – наша группа хороша!
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – в свою группу я спешу!
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – в нашей группе малыши.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо – всем нам в группе хорошо!
Приложение № 2
Жестовая игра «Терем-теремок» (по И. Галянт)
Стоит Терем-теремок - (дети складывают ладони, изображая «крышу»)
Межу двух лесных дорог - (разворачивают ладони параллельно друг
другу, изображая «узкую дорожку»)
Мышка вышла на порог - (складывают ручки на груди, изображают «лапки»)
Хочет нам испечь пирог - (ладошками «пекут пирожки»)
Если любишь пироги -(разводят руки, показывая ладошки)
Поскорей к нам заходи! -(машут рукой, зазывая)
Приложение № 3
Игра «Поймай звук «Ш»»
Цели:
1. Формирование у детей чистого и отчетливого произношения слов с необходимым звуком;
2. Упражнение детей в правильном произношении звука «Ш»;
3. Учить детей внимательно слушать задание воспитателя и выполнять условия игры.
Ход игры:
Воспитатель встаёт в центр круга, а дети вокруг неё. Воспитатель чётко проговаривает разные слова. Задача детей хлопнуть в ладоши - «поймать звук «Ш»» в тот момент, когда услышат слово с необходимым звуком. (напр., Маша, зайчик, лягушка, Миша, шишка….ит. д.) В словах, с нужным звуком, воспитатель более чётко и громко акцентирует выделение этого звука.
Приложение № 4
Физминутка «Мы шагаем…»
Цели: создание условий для смены напряженной обстановки во время образовательной деятельности, тем самым, ослабить наступающее переутомление, чтобы легче переключить детей на продолжение занятия.
Ход физминутки:
Дети встают в круг на ковре, выполняют действия, соответствующие тексту.
Мы шагаем, мы шагаем (шагают на месте, с высоким подниманием колена)
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг (повторяют действия за воспитатетлем)
Шаг вперед – шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем (шагают на месте….)
Дружно ноги поднимаем.
Шаг немного замедляем (замедляют двидения)
В гости к звуку приглашаем (разводят руки встороны с поклоном
- Ш-ш-ш-ш-ш! (все вместе зашипели)
Приложение № 5
В рамках пройденной темы, в процессе свободной деятельности воспитатель предлагает детям слепить «испечь оладушки» для Маши и Миши.
Во время лепки дети с воспитателем проговаривают текст русской народной песенку «Ладушки…»
Цели:
1. Упражнение детей в правильном произношении звука «ш»;
2. Развитие мелкой моторики рук
3. Воспитание в детях любовь к русскому народному фольклору.
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!
(Машу с Мишей пригласим,
Оладьями угостим!)
Приложение № 6
Инсценировка сказки «Теремок»
В роли рассказчика - воспитатель.
В ролях персонажей сказки :
Мышка – Бабкина Настя.
Лягушка – Быстрова Валерия
Зайчик – Дорожко Семён
Лисичка – Онофрей Евгения
Волк – Решетников Игорь
Медведь – Володин Ярослав