Русакова
Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система Н. Н. Ефименко
О том, что здоровье детей- это будущее нашей страны, в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня, в эпоху 21 века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармоничные, активные, творческие.
За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых 7-ми лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие). Понимая огромный объём ответственности, возложенный на нас, с педагогов, мы стали создавать свою систему физкультурно- оздоровительной работы
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привёл нас к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей- “ Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста” Н. Н. Ефименко. Пришлось посмотреть на привычные догмы, совершенно по-иному и согласиться с автором, что “в природе уже давно все есть- необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности”. Н, Н, Ефименко видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движения предопределяет следующий.
Оздоровительная направленность занятий по этой программе заложена автором уже в самой логике чередования основных двигательных режимов: от лежачего к прыжковому.
Впервые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди “играя- оздоравливать, играя- воспитывать, играя развивать, играя- обучать” ребенок может получать радость от удовольствия естественной потребности двигаться от познания окружающего мира.
Прежде всего, был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ)перспективных игровых направлений, которые будут реализовываться в течение года:
“В мире животных”, “Мир путешествий”, “В мире сказок”,”Живая природа” и т. д. Каждая БТИ подразделяется на несколько ситуационных мини-игр (СМИ).
СМИ- эта тема отдельного занятия, отдельная “физкультурная сказка’, которая состоит из упражнений, имеющих образное название. Эти упражнения вызывают у детей ассоциации и заставляют играть внутренний избранный образ. Толчком к возникновению ассоциаций служит также подготовленное определенным образом игровое пространство, которое создается небольшими штрихами -атрибутами:
“магазин игрушек”- кукла, мишка
“морское путешествие”- Якорь, штурвал и т. д
Игровое пространство, наполненное атрибутикой, авторским текстом и соответствующей музыкой помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия. Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т. д., а также основные представления об эти ке, эстетике, морали. В плане конспекте обязательно указывается преобладающий основной двигательный режим (ПОдР, т. е отдаётся преимущество- лежачим, беговым или всем режимам “Полный круг”. Основу планирования составляет последовательность основных двигательных режимов: учебный год и квартал начинаются с лежаче-горизонтальных, постепенно усложняются к более вертикальным, нагрузочным, и завершается квартальный цикл и год беговыми и прыжковыми двигательными режимами. Такая последовательность дви- гательного развития детей напоминает спираль, усложняющуюся с каждым витком. Подготовительная часть каждого занятия не может быть неизменной, постоянной по содержанию. Логика выбора подготовительной части взята автором у природы, т. е каждый предшествующий этап развития является подготовительным для каждого последующего. дозировка упражнений определяется воспитателем, который считает сиюминутное психофизическое состояние детей.
В настоящее время педагоги, психологи, медицинские работники столкнулись с проблемой изменения направленности семейного воспитания детей к школе, углублённое развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка за счет сокращения его двигательной деятельности. Поэтому дошкопьные образовательные учреждения при подготовке детей к школе вынуждены решать комплексную проблему, с одной стороны, интеллектуального и физического развития и подготовку ребенка к школе, с другой- компенсировать недостаток двигательной активности и коррекции в состоянии опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сфере и коммуникативности.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребёнка. В настоящее время общая проблема развития искусственно расчленена на две составляющие. деятельность преподавателей физической культуры обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др., навыков и умений. Вторая составляющая, нервно-психическая, обычно отделена от первой от движения, и отдана” на откуп” остальным педагогам, психологам и неврологам. Однако полноценные программы развития даже этих составляющих к настоящему времени не сформированы.
Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Таким образом программа ДОУ “Физическое развитие и здоровье” должна быть нацелена и на телесное и на нервно-психическое развитие ребёнка.
В содержании занятий значительную долю составляют упражнения, направленные на коррекцию психомоторных функций, что достигается использованием упражнений на расслабление, направленных на развитие моторики рук и лица, параллельно включаются корректирующие упражнения, направленные на развитие основных движений, совершенствование функций дыхания и опорно-двигательного аппарата.
Разработанные материалы позволяют развивать пространственную ориентацию и психические функции детей, а также самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопомощь. Каждое упражнение должно включать в деятельность фантазию (мысли, образы) чувства (эмоции) и движения ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
Проведение всей игры требует подготовки и искусства от педагога, он выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения детей.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышление, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключает еще внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства.
Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшает его настроение, сбрасывает инертность самочувствия. Стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, педагог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры- драмы, активно увлекающим, соблазняющим и показывающим, то просто наблюдая и режиссируя. Экспрессия педагога при показе упражнений совершенно необходима, так как она облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.
Своевременные по ходу игры комментарии педагога: названия ощущений, указание их места (локализации, характера, эмоциональной окраски, ассоциативного образа, помогают скорректировать и усилить их ощущения, удержать на них внимание ребёнка.
В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения, направленные на развитие у детей способности понимать, сознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, конечной целью имеют овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.
Таким образом, оптимизация двигательного режима детей дошкольников при правильно подобранных методах работы может решать задачи физического и психического развития детей, коррекции их психофизического состояния, а также успешно помогать ребёнку при подготовке его к школе.