Татьяна Толмашова
Танграм, как средство развития способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью» М. Гарднер.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».
Публикация «Танграм, как средство развития способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе использования игры танграм.
Задачи: создать условия для развития умения строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник по заданным параметрам; развития познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно образного мышления; воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.
Правило игры:
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Затем, просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка… Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют «Танграмом» в честь ученого, который ее придумал.
Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Применение Танграма :
Танграм может применяться на занятиях по формированию элементарных
математических представлений. Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик и т. д.
Дидактические игры:
- «Найди отличия» (чем отличаются фигуры? формой, цветом, величиной);
- «Выбери по цвету» (фигуры какого цвета ты выберешь себе);
- «Раздели фигуры на группы»;
- «Найди похожие фигуры»;
- «Что на что похоже?».
Использовать "Танграм" можно для развития речи. Дети слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.