Ирина Богачева
Конспект беседы «Так жили предки в прошлом веке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Так жили предки в прошлом веке»
Цель: познакомить дошкольников с некоторыми предметами крестьянского быта, формировать интерес к истории своей страны, развивать любознательность, расширять кругозор, обогащать словарь.
Оборудование: иллюстрации с изображением внутреннего убранства крестьянской избы, макет печки, лапти, чугунок, рушник, ухват, заготовки для рисования, цветные карандаши.
Ход беседы
- Ребята, послушайте стихотворение.
Мой любимый светлый дом,
В нём мы счастливо живём!
Утром рано я проснусь,
Очень сладко потянусь,
Маме нежно улыбнусь,
Публикация «Конспект беседы „Так жили предки в прошлом веке“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
С братом крепко обнимусь.
Папа мультик нам включает,
Мама завтрак накрывает…
Вкусно пахнет в нашем доме:
Счастьем, радостью, любовью!
- О чём это стихотворение? Правильно, о доме. Мы с вами живём в больших красивых домах, в которых есть свет, газ, вода. Но такие дома были не всегда. Давно – давно на Руси крестьяне жили в маленьких домиках, которые назывались избы. Внутреннее убранство избы отличалось от современного дома. Давайте мы с вами побываем в прошлом и всё получше рассмотрим. (Показ иллюстрации).
- Самое большое место в доме занимала печь. От печки грелись, на ней готовили еду, на ней же спали. (Рассматривают макет печки).
Печи разные на свете.
Есть голандки, есть с плитой,
Европейские камины. ,
Но, нет лучше печки той,
Что стоит, как королева,
Посреди избы родной.
И накормит,
И согреет,
И подлечит,
Коль больной.
На дворе зима крутая.
Дом без печки - сирота.
Не заваришь даже чая,
Щей не сваришь. Маята!
Каравай не испечёшь
И гостям не поднесёшь.
В деревенских избах дети
Подрастали на печи.
Грели на лежанках этих
Свои мощи старички.
А за печкой жил сверчок.
Сам такой же старичок.
Весело с ним было в доме -
Свиристел ночной свисток.
Так и жил народ честной
С печью русской дровяной.
Потому бы, русской печи
Памятник поставить вечный. (Михаил Дэвэ)
- Как вы думаете, могли крестьяне обойтись без печки? Без печки люди обойтись не могли, поэтому печка стала персонажем сказок, а ещё о ней сложили поговорки :
Без печи хата – не хата.
Она и поилица, она и кормилица, она и телосогревательница.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Добрая то речь, что в избе есть печь.
Печь нам мать родная. На печи всё красное лето.
- Варили на печке очень простую крестьянскую еду: щи, кашу, пекли пироги. Давайте мы с вами попробуем испечь оладушки. (Проводится физкультминутка «Замесим тесто»).
Ой, ладошки – ладушки хлопают в ладоши
Мы печём оладушки.
Замешиваем тесто, имитируют помешивание
А тесту в миске тесно. по кругу
Тесто выпало на стол, приседают
Тесто шлёпнулось на пол.
Тесто убежало, лёгкий бег на месте
Начинай сначала.
- Щи да кашу варили вот в таких чугунках. (Дети рассматривают чугунок).
Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля… (чугунок).
- Чугунок даже пустой был тяжёлый, а когда в нём варилась еда, он становился ещё тяжелее. Достать его из горячей печи было трудно. Поэтому люди придумали специальное приспособление для того, чтобы доставать чугунок из печи. Называется оно ухват.
Из русской печи
Щи да кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его…. (ухват).
- Ухват – это длинная деревянная палка, на конце которой есть железные «рога», которые и цепляют чугунок. (Дети рассматривают ухват, пробуют подцепить чугунок).
- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним предметом крестьянского быта.
Висит на стенке холст как холст,
Совсем не шёлк, но он не прост:
Как только просыпаешься,
С ним первым обнимаешься.
- Это полотенце. В давние времена полотенца были очень красиво расшиты по краям. Называлось такое полотенце рушник. Посмотрите, какие красивые рушники я вам сегодня принесла. (Дети рассматривают рушники).
- Есть у меня ещё одна загадка.
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт.
- Это лапти. В старину все люди носили такую обувь. Плели её из липы. Посмотрите, как выглядели лапти. (Дети рассматривают лапти). Их носили и дети, и взрослые.
- Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по крестьянской избе. Вам оно понравилось? С какими старинными предметами мы с вами сегодня познакомились?
- А теперь я предлагаю вам украсить красивым узором рушники. У меня есть вот такие заготовки, но они не украшены. Придумайте для них свой узор и нарисуйте его. (Воспитатель раздаёт детям заготовки прямоугольной формы, дети садятся за столы рисовать.)