Анастасия Мамуркова
Игра для дошкольников «Тайна шахматной доски»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный этап (введение)
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас разгадать тайну шахматной доски. Послушайте рассказ о том, как появилась игра в шахматы.
II. Основной этап
2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах.
Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое–нибудь развлечение. Мудрецы решили развлечь его танцами, музыкой и фокусами. Но это вскоре это надоело их хозяину, и один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые были очень похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Ему это понравилось, хотя было не так просто. С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.
Публикация «Игра для дошкольников „Тайна шахматной доски“» размещена в разделах
Расскажите, кто знает как играть в шахматы?
Ответы детей
Давайте повторим правила!
В шахматы играют два противника. Их ещё называют соперниками. Жителей шахматной страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.
В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два.
На шапке – пика острая,
Завидна моя роль
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)
Библиотекарь показывает шахматную фигуру
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Показ детям как ходит король
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Показываем пешки
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Жители этой страны делятся на белых и чёрных, это зависит от того какому королю они служат.
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Библиотекарь показывает шахматную фигуру
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Показ как ходит ладья
У каждого короля их слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов они не похожи.
Показ шахматной фигуры слон
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.
Показываем, как ходит слон
Главных советников королей называют ферзями.
Библиотекарь показывает шахматную фигуру ферзь
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
Показываем, как ходит ферзь
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).
Показываем коня
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Как ходит конь показ
Какая шахматная фигура у нас осталась?
Пешки правильно!
Пешки маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовутся. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из них в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из них отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.
Сейчас я вам буду показывать фигуру, а вы будете сами её называть.
Показ каждой фигуры по отдельности
Фигуры повторили, а сейчас предлагаю начать наше соревнование.
III. Заключительный этап (рефлексия)
разделимся на пары, и начинаем игру!
Ребята делятся на пары, победители играют в конце за звание «Шахматник»