александрова наталья
«Сундучок логопеда». Методический материал по лексической теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сундучок логопеда»
Методический материал по лексической теме
Учитель - логопед : Александрова Наталья Валерьевна
2022 год
Дидактический материал по лексической теме
«Зимующие птицы»
Логоритмика
ВОРОБЕЙ
Поскорей, поскорей
Прилетай к нам, воробей!
Тебе на дорожке
Мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг,
Чири-чирик.
Темочки:
- Зимующие птицы
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает.
Устали не знает.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят, скандировано и четко.
Упражнение по развитию мелкой моторики
Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горох, мелкие камушки по одному в другую емкость. Можно то же самое проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.
Снегирь, и сорока, и клест, и синица –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по – прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Упражнение по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, активизации мышц губ.
«Сдуй пёрышко"
1вариант Логопед предлагает ребёнку взять пёрышко, положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.
2 вариант Можно предложить подуть на маленький кусочек ваты, лежащий на столе на столе и воздухом загнать его в ворота (кубики)
Беседа
Какие птицы улетают в теплые края; почему они улетают; когда возвращаются; части тела птицы; оперение.
Психоречевая гимнастика
•«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал).
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Верещунья — белобока, Все зовут ее сорока.
• «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки — клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони) :
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы — стаей; журавли — клином; кукушки — поодиночке.
Логопед на доске или игровом поле схематически изображает, как улетают птицы.
• «Чем питаются птицы?» Формирование у детей обобщающего, понятия «насекомоядные».
Логопед показывает детям картинки насекомых и спрашивает: «Чем питаются птицы?»
Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».
• «Четвертый лишний». На доске — четыре картинки: три птицы и одно животное или три животных и одна птица. Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить, почему.
Лишний волк, потому что это животное, а остальные — птицы.
Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные — животные. И т. д.
• «Чего не хватает?» Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей : «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).
• «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
Птица улетает, а птицы. (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет).
Логопед выделяет голосом окончания глаголов. Каждое предложение дети повторяют целиком.
• «Живой – неживой». Закрепление понятий «одушевленный/неодушевленный».
Логопед показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например: воробей —живой, а камень — неживой и т. д.
• «Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много ворон и т. д.
• «Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске— четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т. д.
• «Прилетели птицы».
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме
«Птицы».
Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны
заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы :
голуби, синицы, мухи и вороны.
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.
• Игровое упражнение «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать
умение подражать их повадкам.
Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание
детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать,как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они
летают, прыгают.
• «Кто как голос подает».
Цель: Закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Описание: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какойлибо птицы, второй угадывает, что это за птица.
1-й ребё нок: «Чирик-чирик»,
2-й ребё нок: «Это чирикает воробей».
• Игра «Летает, не летает».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог
называет предметы и спрашивает: «Летает?» («Голубь летает? Самолёт
летает?»).Если назван предмет, который летает, дети поднимают руки. Если
назван нелетающий предмет, руки поднимать не следует.
• Игра с мячом «Подскажи словечко».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный
словарь по теме.
Описание: Педагог кидает мяч ребенку и называет какую-либо птицу.
Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по
смыслу глагол.
Голубь – (воркует).
Кукушка – (кукует).
Ворона – (каркает).
Воробей – (чирикает).
Синица – (пищит).
• "Назови ласково"
Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.
• «Прилетели птицы».
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».
Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и вороны.
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.
• «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
• «Закончи предложения».
Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист.
Ворона большая, а синица.
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь, Моя - … (ворона, синица, Мои - …
• «Где какая птица находится?»
Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».
Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д.
• Игра «Кого не стало?»
Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.
Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
• «Зимующие и перелетные птицы».
Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Описание: На двух кругах расположены птицы : снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
• «Кто улетел?»
Цель: Закрепить названия зимующих птиц. Развивать зрительное внимание, память, речь.
На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением птиц, проговаривает с детьми их названия ( например: «К кормушке прилетели голубь, воробей, снегирь»). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос «Кто улетел?»
• «Что склевали птицы?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (предпочтения в еде).
Развивать зрительное внимание, память, речь.
На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением корма для птиц, проговаривает с детьми: «В кормушку положили семечки, пшено, сало). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос: «Что склевали птицы?».
Детям постарше можно задать вопрос: «Как вы думаете, кто прилетал к кормушке?» (например, если убрали карточку «сало» - синица или ворона, если убрали карточку «рябина» - снегирь, клест, «шишка» - клест и т. д.)
• «Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
• «Один – много».
Цель: закрепить понятие «один - много»; учить детей называть птиц в единственном и множественном числе; развивать речь
Материал : карточки с изображением кормушки и зимующих птиц.
Ход игры
Воспитатель называет птицу и предлагает ребенку изменить слово так, чтобы было много птиц. Затем ребенок находит карточку с изображением названной птицы и прикрепляет ее к кормушке.
Таким же образом выполняют задание наоборот (из множественного в единственное число).
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, — Все равно он будет мой.
• Исправь ошибки.
Черный ворона — черная ворона. Белый сова —. Серое голубь —. Снегирь клевала хлеб. —. Сорока сидел на заборе. —. Ворона чирикала на солнышке. —.
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.
«Под крышей было гнездо. Там жила ласточка. У нее были птенцы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под ветки и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под елки.
• Как помочь птицам зимой?
Ребенок придумывает сначала предложения, а потом и рассказ на данную тему.
• Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Наконец пришла зима. Еще с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.
Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.
Скоро проснулись тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на лесную поляну.
Наелись тетерева березовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем.
Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся — да и в снег отдыхать. Хорошо там!
Вопросы:
1. Какое время года наступило?
2. О каких птицах говорится в рассказе?
3. Что сделали тетерева, когда проснулись?
4. А тебе какой лес больше нравится — зимний или осенний?
Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей. (Кормушка)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою … (Кормушка)
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Ответ кормушка)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Ответ Дятел)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Снегирь Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. (Снегири)
На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Ответ Синица)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Ответ Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Cорока)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко… (Сорока)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Ответ Клёст)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
В белых шубах ели, сосны.
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы? (Клест еловик)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный. (клест)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее. (Сорока)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
Заклички
Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам
На веточку, на окошечко!
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму светлую.
Синиченька – сестриченька,
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
Снегири, синички,
Зиму зимовали.
А как солнышко пригрело
Весну – Красную встречали!
Пословицы и поговорки про зимующих птиц
• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
• Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
• Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
• Здоровое дерево дятел не долбит.
• Знает сорока, где зиму зимовать.
• Птичка — невеличка, а ноготок востер.
• Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
• Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.
• Не велика птица.
• Жить на птичьих правах.
• Коготок увяз, всей птичке пропасть.
• В одних перьях всю жизнь не проходишь.
• Видна птица по полету.
• Видом орёл, а умом тетерев
Приметы про зимующих птиц
• Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
• Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
• В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
• Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
• Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.
• Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
• Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.
• Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.
• Синички с утра пищат — к большому морозу.
• Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу
• Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Стихи о зимующих птицах
Воробей
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Сорока
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
(Бучельникова Галина)
Синицы
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
(Юрий Синицын)
Ворона
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!
Свиристели
За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись. (Лактионов Владимир)
Снегири
Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.
(Владимир Федоренко)
Воробышки
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
(В. Звягина)
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Александр Яшин)
Рассказы для детей
Добрая девочка
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
(К. В. Лукашевич)
Синицы
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба в кормушки, – помогают выжить голодным птицам в зимнем лесу.
Источник: Геннадий Яковлевич Снегирёв. На холодной реке. – Уч. -издательство “Детская литература”. – Москва, 1984 (Для дошкольного возраста).
Дружба
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно, а на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим – прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко – наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят – это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны – ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. как его покормить, чтоб вороны не мешали?
День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.
Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.
Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
В то время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы – подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим – Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка,суетится, вокруг него скачет.
Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока – прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать – кормится.
… Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
Посмотришь на них и невольно думаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
Источник: Георгий Скребицкий. Друзья моего детства/ Рассказы и сказки. – Художник Иван Литвин. – Издательство “Веселка”, К. : 1988. – 287 с. – ил. (Для младшего и среднего школьного возраста)
Подборка рассказов о птицах для дошкольников
Рассказ Виталия Бианки «Подкидыш»
Рассказ Виталия Бианки «Дятел и малиновка»
Сказка Виталия Бианки «Две вороны», Молодая ворона, Старая ворона
Сказка Виталия Бианки «Кукушонок»
Сказка Виталия Бианки «Сова»
Георгий Скребицкий. Рассказ «Сорока»
Георгий Скребицкий. Рассказ «Скворушка»
Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Лесной доктор»
Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Птицы под снегом»
Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Этажи леса»
Задания на развитие зрительного внимания и мелкой моторики рук
Задание 1. Сколько птиц нарисовано? Назови их. Какие это птицы? (Воробей, дятел, сова. Зимующие птицы). Закрась только воробья.
Задание 2. Дорисуй вторую половину филина и раскрась его
Задание 4. Обведи по контуру птиц. Какая птица лишняя? Почему? Раскрась только зимующих
Задание 3. Раскрась рисунки, соблюдая условные обозначения
Задание 5. Накорми воробья: нарисуй точками много зёрнышек. Раскрась птицу.
Задание 6. Раскрась и соедини линией зимующих птиц с кормушкой
Задание 7. Сколько птиц нарисовано? Назови их. Какие это птицы? (Пеликан, ласточка, дятел. Зимующие птицы). Закрась только дятла.
Задание 8. Обведи кормушки для птиц, раскрась их и нарисуй в них зёрна. Обведи и раскрась только зимующих птиц.