Татьяна Круглова
Степ-аэробика в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать +Заказ
«Степ-аэробика в дошкольной образовательной организации»
Актуальность
Потребность быть здоровым – основная потребность человека. В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника.
Публикация «Степ-аэробика в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В тоже время дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Именно в дошкольном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.
В качестве главной цели в образовании определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.
Целью поддержания интереса дошкольников к занятиям особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования и применению нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика.
Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, напрыгивание на нее, спрыгивание, общеразвивающие упражнения и др.
История возникновения степ – аэробики
«Step» в переводе с английского языка означает «шаг». В конце 20 века Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась, для выздоровления были ступеньки крылья ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ – аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
Значение использования степ – аэробики
в оздоровлении детей дошкольного возраста
Оздоровительная степ–аэробика – это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонне. Степ – аэробика способствует формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С помощью физических упражнений, входящих в степ – аэробику, развиваются и укрепляются крупные мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов, нормализуются процессы напряжения и расслабления, они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка.
Выполнение общеразвивающих упражнений на степах влияет на функцию высшей нервной деятельности. Простые движения помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость. Они способны улучшить физическое развитие, а, значит, развить ребенка физически.
Степ – аэробика является универсальным средством физического воспитания и оказывает разностороннее воздействие на детский организм, способствуя укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию функциональных возможностей, развитию физических качеств и психических процессов.
Внедрение оздоровительной степ-аэробики в педагогический процесс
Одной из главных задач детского сада по физическому развитию дошкольников является создание необходимых условий для двигательной активности детей, укрепления детского организма, развития двигательных умений и физических качеств.
Проведенный мониторинг показал недостаточное развитие физической подготовленности по отдельным видам движений.
С целью улучшения показателей физической подготовленности дошкольников, развития их физических данных и укрепления здоровья было принято решение внедрить оздоровительную степ-аэробику в педагогический процесс.
Цель: повышение уровня физической подготовленности и приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста средствами степ - аэробики.
Задачи:
• Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
• Формировать навыки правильной осанки, развивать костно-мышечный аппарат через систему упражнений на степ-платформах.
• Формировать у детей умение ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
• Воспитывать чувство уверенности в себе.
Принципы и подходы:
Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и последовательность их проведения.
Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений.
Принцип длительности – применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений.
Принцип умеренности – продолжительность занятий 25-30 мин. В сочетании дробной физической нагрузкой.
Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Этапа обучения:
1 Этап - этап ознакомления со степ-платформой.
2 Этап - этап разучивания основных движений на степ-платформе.
3 Этап - этап совершенствования.
На 1 этапе дети знакомятся со степ-платформой, с основными правила и основными движениями степ-аэробики.
На 2 этапе – дети осмысленно выполняют основные движения под музыку.
На 3 этапе – совершенствуются ранее разученные движения, отрабатывается выразительность движений.
Формы организации занятий :
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях степ-платформа используется разнообразно :
для выполнения общеразвивающих упражнений;
в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
для подвижных игр;
для проведения эстафет;
для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;
для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
Методические рекомендации:
Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
Избегать перенапряжения в коленных суставах;
Избегать излишнего прогиба спины;
Не делать наклон вперёд от бедра, наклоняться всем телом;
При подъёме или опускании со степ — платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
Стоя лицом к степу — платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Одежда не должна сковывать движения и мешать своей излишней длиной или украшениями. Выбирать для спортивной одежды стрейтчевую и дышащую ткань.
Обувь – это самое важное. Нельзя приходить на занятия степ-аэробикой в носках, чешках и балетках. Подошва должна быть от 1 до 2,5 см с хорошей амортизацией на пятках и носках. В области носка подошва должна гнуться, чтобы обеспечить естественную свободу и работу стопы. Пятка – она должна быть жесткой. Чем выше кроссовок, тем лучше он фиксирует ногу. Для степ-аэробики этот фактор экстремально важен. Обувь обязательно должна быть дышащей и по размеру.
Планируемые результаты освоения программы
Целенаправленная работа с использованием степ– платформ позволит достичь следующих результатов:
Рост показателей уровня физической подготовленности воспитанников;
Сформированность навыков правильной осанки;
Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ- шаги под музыку;
Сформированности эмоционально-положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
Воспитанию чувства уверенности в себе.
Знакомство с оздоровительной степ-аэробикой
Упражнения на степах :
• «Балерина» - стойка на степе на носках – руки в стороны (усложнение – кружение на носках);
• «Птички на ветке» - сидение на корточках на степе;
• «Ёжик» - группировка на степе;
• «Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону;
• «Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево (усложнение – сидя на степе, прямые руки и ноги приподнять);
• «Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ;
• «Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.
• «Ласточка» - стойка на одной ноге, вторая отведена назад, руки в стороны»;
• «Стойкий оловянный солдатик» - стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад;
• «Египетский шаг» - стоя на степе (по длине степа) – носок одной ноги касается пятки другой;
• «Великан» - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх;
• «Кран» - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и. п. то же – левой ногой»;
• «Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.
Подвижные игры с использованием степ-платформ
«Фигуры»
Цель: закрепление изученных видов движений на степ-платформе, развитие равновесия, быстроты реакции, ловкости, сообразительности и находчивости, двигательной памяти.
Степы расставлены по кругу (или врассыпную). Дети под музыку выполняют разнообразные движения на полу (шаг, бег, прыжки и др., с окончанием музыка – возвращаются на степ-платформу и показывают движение в соответствие со словесной командой (или картинкой).
«Бездомный заяц»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, ловкость; четко соблюдать правила игры.
Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один.
«Перелет птиц»
Цель: развитие внимания, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Степы стоят в два ряда на противоположных сторонах зала. Дети –«птички» по сигналу «Солнышко» - бегают врассыпную, по сигналу «Буря» - возвращаются в «домик» (усложнение – введение в игру водящего).
«Липкие пеньки»
Цель: формировать умение бегать врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в играющих. Развивать ловкость, глазомер.
По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.
«Космонавты»
Цель: развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.
Степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
После эти слов дети разбегаются и занимают «ракеты». Ребенок, оставшийся без степа, пропускает игру.
«Паук и мухи»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге.
В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.
«Лиса и куры»
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.
Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По сигналу педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит «Ку–ка-ре-ку!». Куры убегают, взлетают на насест (степы). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест.
«Пингвины на льдине»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; формировать умение бегать в различных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.
«Лиса и тушканчик»
Цель: формировать умение слушать команду водящего; развивать ловкость, быстроту реакции.
Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого, кто пошевелился».
Комплексы упражнений.
Комплекс № 1
1. Простой шаг. Исходное положение — прямая стойка с расправленной спиной и свободно опущенными руками. Пружинисто шагайте, сохраняя осанку и плечи. Это упражнение будет разминкой, дополнительно отлично укрепляющей бедра и икры.
2. Приставной шаг — выполняйте 3-5 минут. Делайте на полу, без скамейки, сначала пружинисто, потом — со скольжением. Приставляйте ноги друг к другу поочередно, в ритм играющей музыки.
3. Шаг «с захлестом» — отведите на него еще 5 минут. Выполняйте без скамейки, с определенным алгоритмом. Делайте пружинистый шаг, потом подряд два скользящих и подтягивайте пятку одной ноги к ягодицам, а после повторите упражнение с подтягиванием второй.
4. Шаг «с коленом» — выполняйте 5 минут. Здесь алгоритм составляет 2-3 пружинистых или приставных. После каждой такой комбинации шагов подтягивайте колено к груди, а потом повторяйте упражнение для другой ноги. Этот этап степ-аэробики отлично тренирует гибкость.
5. Прыжок «в сторону» — делайте 5-7 минут. Исходное положение — как в первом упражнении: с прямой спиной и почти составленными вместе ногами. Выполняете два шага, потом один большой вправо, затем еще четыре обычных и снова большой, но уже влево.
6. Шаг на степ — все тех же 5 минут на выполнение. Выставьте высоту степ-платформы на 20 см, потом станьте перед нею с руками на талии. Сделайте 2 шага к ней, а на третьем опустите ногу на саму скамейку. Оттолкнитесь от платформы, перейдите на другую сторону и выполните упражнение для второй ноги.
7. Прыжок на степ — делайте 20 раз, каждый — с другой ноги. Станьте за 2 шага от платформы, слегка согните руки. Сделайте 2 шага вперед и 2 — назад, а после прыгайте на скамейку — так, чтобы попасть на ее центр обеими ногами. Затем, не разворачиваясь, сойдите с платформы, сделав шаг назад. В этой части степ-аэробики вы отлично потренируете икры, бедра и даже нижний пресс.
8. Прыжок со степа — делайте 20 раз, каждый — в противоположную сторону. Исходное положение — прямая стойка на платформе. Подпрыгивайте вверх и в сторону — так, чтобы при приземлении одна нога оставалась на скамейке, а другая попадала на пол.
Комплекс №2
1) И. П. : стоя на степе, руки опущены вниз.
В. :Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед – назад с хлопками спереди и сзади.
2) И. П. : о. с., руки на поясе.
В. : шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в и. п. ; то же влево.
3) И. П. : стоя на степе, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.
В. : Повороты вправо и влево со свободными движениями рук.
4) И. П. : присев на степе на корточки, руки свободно.
В. : Встать и присесть.
5) И. П. : Сидя на степе, скрестив ноги, руки за головой.
В. : 1 - наклониться к правому колену, касаясь его лбом; 2 – и. п., 3-4 к левому.
6) И. П. : о. с., руки в стороны.
В. : 1 – мах правой ногой, хлопок под ногой, 2- и. п. ; 3-4 – левой ногой.
7) И. П. : правая нога на степе, левая на полу, руки свободно.
В. : Прыжки со сменой ног в чередовании с ходьбой врассыпную.
Комплекс №3
с мячами малого диаметра
1) Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы.
2) Бег «змейкой» между степами, перепрыгиванием, перешагивание через степы.
3) И. П. : о. с. у степа, мяч в правой.
В. : подъем на степ, мяч переложить над головой (перед собой, за спиной, спуск и. п.
4) И. П. : о. с. у степа, мяч в правой.
В. : 1 – носок правой ноги на степ, правую руку с мячом вперед, 2 – и. п., мяч переложить в левую, 3-4 – левый носок. (усложнение – разноименная координация рук и ног).
5) И. П. – о. с. на степе, мяч в правой.
В. : 1 - выпад правой ногой вперед за, руки вперед - мяч переложить; 2 - вернуться в и. п., 3-4 – левой ногой.
6) И. П. – о. с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить; вернуться в и. п
7) И. П. – о. с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.
8) Бег вокруг степ – платформы в правую и левую стороны.
9) И. П. – о. с. на степебоком, мяч в правой руке. Прыжком – ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в и. п.
10) Ходьба врассыпную, сжимая мяч поочередно правой и левой рукой.
Заключение.
Упражнения степ-аэробики, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, развивают координационные способности у детей, вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
Музыкальное сопровождение на занятиях степ - аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.
Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степе создают зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе. Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с заданными образами.
Библиографический список.
1. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников. //ж. Дошкольное образование, №1.- С. 38,2007 "Дошкольное образование".
2. Муравьева Т. Степ-аэробика не просто мода. // ж. Обруч, №1.-С. 19.2005г.
3. СайкинаЕ. Г., Кузьмина С. В. Степ-аэробика «Топ-топ» для дошкольников : учебно-методическое пособие. – СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 112 с.