Савина Наталья Владимировна
Становление речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов является полноценное речевое общение. Овладение речью ребёнком в какой-то мере помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности и регулирует его поведение.
Публикация «Становление речи у детей с дизартрией» размещена в разделах
Значимой проблемой является ежегодное увеличение числа дошкольников с дизартрией и с несформированными коммуникативными умениями. Не используя речь как способ получения информации от собеседника, дети недополучают опыта общения со сверстниками и окружающими их взрослыми, что может негативно сказываться на их взаимоотношениях, эмоциональном состоянии, усвоении правил и норм поведения.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией
Дизартрия – это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием ядер черепно-мозговых нервов или их проводящих путей
В отечественной логопедии придерживаются классификации дизартрий по локализации очага поражения. К ним относят: корковую, подкорковую, мозжечковую, бульбарную и псевдобульбарную. Их причинами бывают родовые травмы, асфиксия плода, токсикозы матери во время беременности, нейроинфекции и мозговые травмы ребёнка в раннем возрасте.
Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии – псевдобульбарная.
У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псёвдобульбарной дизартрии : легкая, средняя, тяжелая,
1. Легкая степень псёвдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются неярко, в редких поперхиваниях.
Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ж, Ш, Л, Р. Звонкие согласные произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе слова, в их речи встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т-Д, Б-П, К-Т и др.). Таким образом, ведущим дефектом у детей, страдающих псёвдобульбарной дизартрией в легкой степени, является-нарушение фонетической стороны речи.
2. Дети со средней степенью дизартрии. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, - удержать в нужном положении. Значительную трудность представляет переход от одного движения к другому. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным. Характерно слюнотечение. Акты жевания и глотания затруднены.
Речь таких детей обычно невнятная, смазанная, с заметным гнусавым оттенком. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Свистящие, шипящие, Ч и Ц, Р и Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающими» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные почти всегда заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и при стечении согласных опускаются, при этом в последнем случае выпадает один (белка -бека) или оба звука (змея - ия). Вследствие затруднения при переключении от одного слога к другому встречаются случаи их уподобления (посуда- посюся и т. д.).
Нарушение моторики артикуляционного аппарата в конечном итоге приводит к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее заданный звук, проанализировать его звуковой состав. Например, дается задание найти картинки, названия которых со держат звук Б; дети отбирают следующие: банка, барабан, подушка, платок. Или дается задание найти картинки, названия которых содержат звук 3; дети откладывают картинки, изображающие змею, зайца, жука, желудь.
3. Тяжелея степень псевдобульбарной дизартрии - анартрия- ха-рактеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечленораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении систематические занятия с логопедом оказывают положительный эффект.
У детей с дизартрией позднее развитие речи, ограниченный речевой опыт приводят к недостаточному накоплению словаря. Большинство детей с расстройствами артикуляции часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их смежными по звуковому или ситуативному сходству: петля - дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка, рельсы - шпалы, наперсток - палец,
Характерным для детей, страдающих дизартрией, является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между активным и пассивным словарем.
У детей, имеющих тяжелые расстройства артикуляционного аппарата, часто выявляется большой пассивный словарь. Они знают и могут показать на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и т п.); понять действия лиц, изображенных на картинке, показать предметы, окрашенные в различные цвета.
Для детей- дизартриков характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка, В своей речи они часто опускают предлоги, недоговаривают окончания или неправильно их употребляют, не усваивают категорию числа, затрудняются в согласовании и управлении. Например: Кошка залезла клетку; Он сел лавка; Я иду в школу с портфель; Небо чистая.
Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед, Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществить в домашних условиях.
Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, осуществляющийся одновременно через рот и мое. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.
Воспитанию активного выдохе так же способствуют следующие упражнения;
1. Дуть на специально изготовленную на тонкой нарезанной бумаги «занавеску».
2. Дуть на «флажок, сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатиков и т. п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.
4. Дуть не пластмассовые игрушки, плавающие воде.
5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда воде будет долго и равномерно бурлить.
6. Перекатывать шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением.
7. Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния до предметов, что требует более сильного выдоха,
8. Надувать резиновые игрушки и шарики.
9. Играть на губных инструментах.
Большого внимания требуют упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата. (Комплексы артикуляционных упражнений).
Речевая активность ребенка зависит и от его общения с окружающими. Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия.
Очень важно поддерживать, самостоятельную речь детей.
Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый подбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук- это младший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте – определение звука в словах, подбор слов на определенный звук, определение места звука в слове, звуковой анализ слова и т. д.
У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем -с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место». Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зерен и др.) по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на/ нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.
Предлагаем следующие упражнения:
-На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.
-Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение не сразу получается, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.
-Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары.
Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.
-По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы - по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак).
-Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино,
-Отстреливание ватного шарика, шашки и т, п. одним, двумя и четырьмя пальцами.
Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:
-Раскрашивание картинок,
-Точное обведение контуров предметов.
-Рисование простых предметов по проставленным точкам.
-Соединение данных точек линиями разного направления.
-Штрихование (используются цветные карандаши).
Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.
Литература
1. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
2. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитие речи. Воспитание и обучение: учебно-методический пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : «Гном - Пресс», 1999. – 80 с.
3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ИРД ЛТД, 1998. – 320 с.