Анна Михайлова
Становление осознанного отношения к окружающему в процессе игровых обучающих ситуаций. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
Публикация «Становление осознанного отношения к окружающему в процессе игровых обучающих ситуаций, Консультация» размещена в разделах
Огромную роль в образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанного отношения детей к объектам живой природы, находящихся в сфере их досягаемости. Такое отношение включает интеллектуальный и эмоциональный компоненты. Интеллектуальный компонент обеспечивается усвоением систематизированных знаний о взаимосвязи живого организма с условиями его жизни, роста и развития; эмоциональный - игровой формой подачи этих знаний. Осознанное отношение к природе проявляется в разных формах самостоятельного поведения детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Игровые технологии : экологические ролевые игры; дидактические игры, имитационные игры, соревновательные игры, игры-путешествия, игровые обучающие ситуации (ИОС).
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
В игре дети усваивают знания на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию осознанного отношения к природе.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д.
Ознакомление дошкольников с природой может осуществляться посредством специально создаваемых игровых обучающих ситуаций (ИОС, которые привносятся на занятия в форме регламентированной игры воспитателя с детьми. Все элементы ИОС (сюжет, ролевое поведение воспитателя, его игровые действия и пр.) несут на себе дидактический смысл и направлены на выполнение программного содержания занятия. Включение игровых обучающих ситуаций (ИОС) в учебно-воспитательный процесс позволяет решать задачи по формированию у дошкольников представлений о природе, направленные на развитие осознанного отношения к живым существам в доступной эмоционально-игровой форме.
ИОС имеют разностороннее воспитывающее влияние на детей: формируют заинтересованное отношение к материалу занятия, создают положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников; позволяют специально создавать и включать в обучение проблемные ситуации различного характера с целью эстетического, умственного или нравственного развития детей при знакомстве с явлениями или объектами природы.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то использование игровых технологий, является эффективным средством в экологическом образовании дошкольников. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.