МААМ-картинки

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы

Машкова Наталья
Качество дошкольного образования: достижения, проблемы

Качество дошкольного образования : достижения, проблемы.

Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, а также основным теоретическим и методологическим подходам к качеству образования и нормативным документам в сфере обеспечения качества дошкольного образования. Затронуты проблемы обеспечения качества дошкольного образования в Свердловской области.

Публикация «Качество дошкольного образования: достижения, проблемы» размещена в разделах

Ключевые слова: ФГОС ДО, качество образования; факторы, влияющие на качество образования; теоретические и методологические подходы к оценке качества образования; качество дошкольного образования в Свердловской области; мониторинг системы образования.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, стимулирует поиск новых, более эффективных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях:

понятие качества образования;

способы оценивания качества образования;

взаимодействие ступеней образования и его качество;

факторы, обуславливающие качество образования;

рыночная среда и качество образования;

механизм управления качеством образования;

информационные технологии, мониторинг и качество образования;

система управления качеством образования.

В современной научной и методической литературе понятие «качество дошкольного образования» трактуется как многогранный и многоаспектный феномен.

Так, характеризуя дошкольное учреждение как целостную динамическую систему, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк предлагают рассматривать качество образовательного процесса многоаспектно:

• с точки зрения детей (интерес к обучению);

• с точки зрения родителей (эффективность обучения);

• с точки зрения воспитателя (оценка труда, успешные результаты индивидуального обучения, психическое и физическое здоровье детей);

• с точки зрения руководителя (эффективность деятельности каждого педагога, индивидуальный прогресс каждого воспитанника)

[ 2: с. 53].

В исследованиях, выполненных под руководством Н. А. Вераксы выявлено, что качество дошкольного образования зависит от многих причин и факторов. В том числе: совершенствование содержания дошкольного образования в условиях его вариативности; состояние финансирования дошкольных образовательных учреждений на современном этапе; кадровое обеспечение дошкольного образования; осуществление преемственности, непрерывности содержания дошкольного и начального общего образования. [3].

При этом подчеркивается, что качество дошкольного образования как процесс и понятие постоянно находится в развитии, и поэтому, не может быть неизменным. Оно зависит от запросов и потребностей общества, политики государства в области образования, изменения условий финансирования дошкольного образования.

В целом специалисты считают, что качеством образования можно и нужно управлять.

Эти обстоятельства поставили перед исследователями актуальную задачу разработки методологических оснований процесса повышения качества дошкольного образования, которые были бы понятны и применимы в условиях любого образовательного учреждения. Так, например, Л. А. Парамонова и Т. И. Алиева, обозначив проблему необходимости разработки основных подходов к оценке качества дошкольного образования (процедуры оценки, её показателей) считают, что эти подходы должны быть едины и для самих педагогов, и для контролирующих инстанций, и не сводиться к диагностике [ 2: с. 55].

Выделим некоторые методологические и теоретические подходы к качеству образования :

• в контексте личностно-ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;

• с позиций системного подхода – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;

• в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;

культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;

• программно-целевой подход, с точки зрения реализации целей;

• представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определенный период;

• затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата. [ 4: с. 12]

В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам

качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчё тливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Научные основы понятия качества образования нашли свое отражение в «Законе об образовании в Российской федерации» ФЗ № 273-ФЗ. Статья 2: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [ 5: с. 13]

С 1 сентября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования". В нем установлено, как ведется мониторинг системы образования.

Он включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования.

Распределены полномочия государственных и местных органов по проведению мониторинга. Так, Рособрнадзор собирает и анализирует информацию в части контроля качества образования и выявления нарушений законодательства.

В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ. Также учитывается информация, поступившая от организаций и граждан.

Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами.

Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России.

Закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. [7]

В числе собираемых сведений о развитии дошкольного образования названы, в частности следующие позиции, которые соответствуют понятию «качество дошкольного образования» :

а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. [7]

Следует отметить, что процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.

ФГОС ДО представляет собой совокупность трё х групп требований:

– к структуре основных образовательных программ;

– к условиям реализации основных образовательных программ;

– к результатам освоения основных образовательных программ.

Определение качества образования в образовательной организации или

системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Если соответствует, то значит образование качественное. Если соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования находится лишь на пути к достижению качества.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам.

Однако для дошкольного образования функции стандарта ограничены часть 2 ст. 64 ФЗ от 29.12 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» : «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» [ 5: с. 95]

Все согласны с тем, что ребёнок, посещающий детский сад, должен получить дошкольное образование высокого качества. Если же мы начнём выяснять, что конкретно понимается под качественным дошкольным образованием, то увидим, что мнения родителей и воспитателей, учителей и руководителей, практиков и учёных существенно расходятся.

Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи и образования родителей до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто присмотр и уход, а также наличие каких-либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень видов детской деятельности и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок, порой родители заинтересованы в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг. Но можно отметить, что практически все родители без исключения стремятся иметь как можно меньше затруднений при переходе ребёнка в школу. Потребности школы и учителей в образовании ребёнка до школы вызывают особые проблемы. В последнее время образовался огромный разрыв между требованиями школы к уровню готовности ребёнка к обучению и предложением детского сада.

Необходимо понимать, что качество дошкольного образования – не только комплексная, но и интегральная характеристика. Делать вывод о состоянии дошкольного образования в ДОУ можно только на основании всей совокупности параметров.

Так, достойная образовательная программа не является гарантией качества образования в данном учреждении. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была реализована, а окончательные выводы об её эффективности можно сделать только после достижения детьми планируемых в данной программе результатов.

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.

Важно отметить, что именно оценка качества образования способствует выявлению проблем в обеспечении и гарантиях качества образования, «проблемные места» и ресурсные зоны повышения качества, обеспечивает вовлечение в процесс оценивания все заинтересованные стороны.

Так специалистами Института развития образования в сентябре-декабре 2012 года было проведено комплексное исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области» с целью выявления уровня личностной, интеллектуальной, социально-психологической, эмоционально-волевой готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе. В ходе психолого-педагогического исследования стартовой готовности к школьному обучению было выявлено, что большинство первоклассников имеют достаточный уровень сформированности интеллектуальной и личностной компонентов готовности к систематическому школьному обучению. Но при этом уровень интеллектуальных умений значительно выше личностной готовности. У многих первоклассников были выявлены проблемы в сформированности учебно-познавательного мотива, развитии субъектности. Отмечена ориентация обучающихся на формальные стороны обучения, а не на содержание учебной деятельности.

В качестве вывода, специалистами ИРО отмечено, что: «перспективные идеи развивающего образования дошкольников не могут быть реализованы эффективно, т. к. педагогами не известен «ключ новой технологии», они работают, опираясь на традиционные методы, приемы работы с детьми». [ 6: с. 136]

Педагогическим коллективам сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Осложняет ситуацию и то, что в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, адекватно осуществить их отбор. Исходя из вышеизложенного, можно выделить проблемы, как практического характера, так и нормативного правового обеспечения. Это противоречия между изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, и неадекватной системой ее контроля и оценки. И противоречие между главной задачей государственной политики в области образования, которая звучит, как достижение и обеспечение современного качества образования, и практически отсутствием положений, определяющих и регулирующих вопросы достижения и обеспечения качества дошкольного образования, в действующем законодательстве РФ.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права на получение качественного дошкольного образования.

Публикации по теме:

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования  Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.

Достижения педагога в сфере дошкольного образования Мои достижении Наслежные Муниципальные Республиканские Всероссийские 2014г. Диплом «Олонхо –древнейший жанр устного народного творчества».

Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон определяет.

Педсовет «Результативность и качество дополнительного образования» ПЕДСОВЕТ «Результативность и качество дополнительного образования в ДОУ» Цели педагогического совета: повышение творческой.

Семинар «Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов» В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. [b]Основную.

Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно.

Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Гиндуллина Э. Р, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 ГО г. Уфа.

Взаимосвязь и проблемы развития образования и культуры в современном социуме Еще в недавнее время, основной характеристикой процветания государства в мире, являлся высокий уровень образования и культуры. В современное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Качество дошкольного образования: достижения, проблемы
Опубликовано: 20 августа 2018 в 12:47
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД