Машкова Наталья
Качество дошкольного образования: достижения, проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Качество дошкольного образования : достижения, проблемы.
Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, а также основным теоретическим и методологическим подходам к качеству образования и нормативным документам в сфере обеспечения качества дошкольного образования. Затронуты проблемы обеспечения качества дошкольного образования в Свердловской области.
Публикация «Качество дошкольного образования: достижения, проблемы» размещена в разделах
Ключевые слова: ФГОС ДО, качество образования; факторы, влияющие на качество образования; теоретические и методологические подходы к оценке качества образования; качество дошкольного образования в Свердловской области; мониторинг системы образования.
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, стимулирует поиск новых, более эффективных подходов к оценке качества дошкольного образования.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях:
понятие качества образования;
способы оценивания качества образования;
взаимодействие ступеней образования и его качество;
факторы, обуславливающие качество образования;
рыночная среда и качество образования;
механизм управления качеством образования;
информационные технологии, мониторинг и качество образования;
система управления качеством образования.
В современной научной и методической литературе понятие «качество дошкольного образования» трактуется как многогранный и многоаспектный феномен.
Так, характеризуя дошкольное учреждение как целостную динамическую систему, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк предлагают рассматривать качество образовательного процесса многоаспектно:
• с точки зрения детей (интерес к обучению);
• с точки зрения родителей (эффективность обучения);
• с точки зрения воспитателя (оценка труда, успешные результаты индивидуального обучения, психическое и физическое здоровье детей);
• с точки зрения руководителя (эффективность деятельности каждого педагога, индивидуальный прогресс каждого воспитанника)
[ 2: с. 53].
В исследованиях, выполненных под руководством Н. А. Вераксы выявлено, что качество дошкольного образования зависит от многих причин и факторов. В том числе: совершенствование содержания дошкольного образования в условиях его вариативности; состояние финансирования дошкольных образовательных учреждений на современном этапе; кадровое обеспечение дошкольного образования; осуществление преемственности, непрерывности содержания дошкольного и начального общего образования. [3].
При этом подчеркивается, что качество дошкольного образования как процесс и понятие постоянно находится в развитии, и поэтому, не может быть неизменным. Оно зависит от запросов и потребностей общества, политики государства в области образования, изменения условий финансирования дошкольного образования.
В целом специалисты считают, что качеством образования можно и нужно управлять.
Эти обстоятельства поставили перед исследователями актуальную задачу разработки методологических оснований процесса повышения качества дошкольного образования, которые были бы понятны и применимы в условиях любого образовательного учреждения. Так, например, Л. А. Парамонова и Т. И. Алиева, обозначив проблему необходимости разработки основных подходов к оценке качества дошкольного образования (процедуры оценки, её показателей) считают, что эти подходы должны быть едины и для самих педагогов, и для контролирующих инстанций, и не сводиться к диагностике [ 2: с. 55].
Выделим некоторые методологические и теоретические подходы к качеству образования :
• в контексте личностно-ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;
• с позиций системного подхода – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;
• в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;
• культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;
• программно-целевой подход, с точки зрения реализации целей;
• представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определенный период;
• затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата. [ 4: с. 12]
В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам
качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчё тливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Научные основы понятия качества образования нашли свое отражение в «Законе об образовании в Российской федерации» ФЗ № 273-ФЗ. Статья 2: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [ 5: с. 13]
С 1 сентября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования". В нем установлено, как ведется мониторинг системы образования.
Он включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования.
Распределены полномочия государственных и местных органов по проведению мониторинга. Так, Рособрнадзор собирает и анализирует информацию в части контроля качества образования и выявления нарушений законодательства.
В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ. Также учитывается информация, поступившая от организаций и граждан.
Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами.
Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России.
Закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. [7]
В числе собираемых сведений о развитии дошкольного образования названы, в частности следующие позиции, которые соответствуют понятию «качество дошкольного образования» :
а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. [7]
Следует отметить, что процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.
ФГОС ДО представляет собой совокупность трё х групп требований:
– к структуре основных образовательных программ;
– к условиям реализации основных образовательных программ;
– к результатам освоения основных образовательных программ.
Определение качества образования в образовательной организации или
системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Если соответствует, то значит образование качественное. Если соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования находится лишь на пути к достижению качества.
Качество дошкольного образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам.
Однако для дошкольного образования функции стандарта ограничены часть 2 ст. 64 ФЗ от 29.12 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» : «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» [ 5: с. 95]
Все согласны с тем, что ребёнок, посещающий детский сад, должен получить дошкольное образование высокого качества. Если же мы начнём выяснять, что конкретно понимается под качественным дошкольным образованием, то увидим, что мнения родителей и воспитателей, учителей и руководителей, практиков и учёных существенно расходятся.
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи и образования родителей до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто присмотр и уход, а также наличие каких-либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень видов детской деятельности и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок, порой родители заинтересованы в предоставлении дополнительных платных образовательных услуг. Но можно отметить, что практически все родители без исключения стремятся иметь как можно меньше затруднений при переходе ребёнка в школу. Потребности школы и учителей в образовании ребёнка до школы вызывают особые проблемы. В последнее время образовался огромный разрыв между требованиями школы к уровню готовности ребёнка к обучению и предложением детского сада.
Необходимо понимать, что качество дошкольного образования – не только комплексная, но и интегральная характеристика. Делать вывод о состоянии дошкольного образования в ДОУ можно только на основании всей совокупности параметров.
Так, достойная образовательная программа не является гарантией качества образования в данном учреждении. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была реализована, а окончательные выводы об её эффективности можно сделать только после достижения детьми планируемых в данной программе результатов.
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
1) Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.
2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:
- влияние семьи;
- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.
Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.
Важно отметить, что именно оценка качества образования способствует выявлению проблем в обеспечении и гарантиях качества образования, «проблемные места» и ресурсные зоны повышения качества, обеспечивает вовлечение в процесс оценивания все заинтересованные стороны.
Так специалистами Института развития образования в сентябре-декабре 2012 года было проведено комплексное исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области» с целью выявления уровня личностной, интеллектуальной, социально-психологической, эмоционально-волевой готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе. В ходе психолого-педагогического исследования стартовой готовности к школьному обучению было выявлено, что большинство первоклассников имеют достаточный уровень сформированности интеллектуальной и личностной компонентов готовности к систематическому школьному обучению. Но при этом уровень интеллектуальных умений значительно выше личностной готовности. У многих первоклассников были выявлены проблемы в сформированности учебно-познавательного мотива, развитии субъектности. Отмечена ориентация обучающихся на формальные стороны обучения, а не на содержание учебной деятельности.
В качестве вывода, специалистами ИРО отмечено, что: «перспективные идеи развивающего образования дошкольников не могут быть реализованы эффективно, т. к. педагогами не известен «ключ новой технологии», они работают, опираясь на традиционные методы, приемы работы с детьми». [ 6: с. 136]
Педагогическим коллективам сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Осложняет ситуацию и то, что в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, адекватно осуществить их отбор. Исходя из вышеизложенного, можно выделить проблемы, как практического характера, так и нормативного правового обеспечения. Это противоречия между изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, и неадекватной системой ее контроля и оценки. И противоречие между главной задачей государственной политики в области образования, которая звучит, как достижение и обеспечение современного качества образования, и практически отсутствием положений, определяющих и регулирующих вопросы достижения и обеспечения качества дошкольного образования, в действующем законодательстве РФ.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права на получение качественного дошкольного образования.