Дейко Елена
Консультация для родителей «Способы формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Способы формирования познавательного интереса детей
дошкольного возраста. "
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В. А. Сухомлинский.)
Публикация «Консультация для родителей „Способы формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
С каждым годом всё чаще и чаще педагоги встречают пассивных детей, которым с трудом удаётся включиться в работу, а причиной этого являются низкие показатели сформированности знаний, умений, навыков или познавательной активности.
Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Следует помнить, что познавательная активность не формируется самостоятельно и так как ребёнок существо социальное, то главным условием и источником его развития является среда. Главным же посредником отношений ребёнка с окружающим миром является взрослый.
Важен собственный пример родителей, их время препровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Поэтому современным родителям, стремящимся сформировать познавательную активность ребёнка, необходимо обладать следующими личностными качествами:
способностью к активности, терпимостью, тактичностью, знаниями индивидуальных особенностей развития ребёнка, коммуникабельностью и общительностью, способностью к собственному саморазвитию, находчивостью, эмоциональностью, мобильностью, инициативностью и способностью к импровизации, оптимизмом, обладать признаками творческой личности.
Родители, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.
Причем с этим может справиться каждый ответственный и заботливый родитель. Надо лишь вооружиться определенными знаниями и уделить внимание своему ребенку.
Для формирования и стимулирования познавательной активности у детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие методы и приё мы:
- беседы,
- дидактические игры,
- упражнения,
- рассказы - загадки, кроссворды, ребусы,
- наглядность
- проблемные рассказы и ситуации,
- элементы викторины,
- различные релаксационные упражнения, дыхательные гимнастики, массажи, водные процедуры и т. д.
Для поддержания познавательного интереса взаимоотношения с ребёнком необходимо выстраивать так, чтобы каждый чувствовал себя полноценным партнёром в условиях сотрудничества. Достичь этого можно, используя следующие приё мы:
- доброжелательное обращение к ребёнку;
- нахождение на уровне глаз ребёнка во время общения;
- добрый ласковый тон;
- опора на похвалу, одобрение;
- одобряющие прикосновения во время занятий.
Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому любое занятие с ребёнком необходимо проводить в игровой форме. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность. Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать. Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку. К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности.
Уважаемые родители, если Вы стремитесь повысить уровень познавательной активности Вашего ребёнка, то, прежде всего, переориентируйте его сознание:
обучение – это не каждодневная принудительная обязанность ребёнка, а необходимая и желаемая часть общего знакомства с удивительным окружающим миром!
Только с учётом всех, выше перечисленных моментов дальнейшее развитие вашего ребёнка будет успешным – иметь положительную динамику и результат.