елена Таракина
Спортивные игры-эстафеты как подготовка детей к дальнейшим занятиям различными видами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивные игры-эстафеты как подготовка детей к дальнейшим занятиям различными видами спорта
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Поэтому одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является физическое воспитание детей.
Публикация «Спортивные игры-эстафеты как подготовка детей к дальнейшим занятиям различными видами спорта» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
В связи с этим актуальной задачей физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, вырабатывали ловкость и координационные способности детей.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты, которые как раз и способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают спортивные игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т. к. ориентируют их на достижение определенной цели.
Детей увлекает разнообразие движений в одной игре - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., их соревновательный характер. В процессе игр-эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.
В практике работы с детьми дошкольного возраста подвижные игры-эстафеты проводятся в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках, в походах. В зависимости от задач подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяются способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.
В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:
1) бег с метанием;
2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелазанием через препятствия;
3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
6) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
8) бег со змейкой между предметами;
9) ходьба с перешагиванием предметов;
10) передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.
В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:
1) акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
2) бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
3) лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);
4) бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).
В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:
• акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
• бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
• лазанье по канату (в движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);
бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, т. к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.
Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры-эстафеты - в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе препятствий. Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы : малой, средней и большой подвижности.
Подвижные игры-эстафеты обеспечивают разностороннее развитие моторики детей, а также способствуют формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры. Необходимо использовать игры-эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной органи-зацией детей, с различными вариантами построений команд, с более сложными сочетаниями упражнений, с непривычной для детей последовательностью выполнения заданий, с нетрадиционным делением зала.
Предлагаю посмотреть видео – фрагмент спортивных игр - эстафет
(общеразвивающая группа 1 корпус, дети ОВЗ-2 корпус) – 6 мин.
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе спортивных игр – эстафет, позволяют детям нашего дошкольного учреждения занимать призовые места в городских спортивных мероприятиях : «Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки», «Мини футбол», «Велогонки». (фото)
В детском саду создан семейный спортивный клуб «Мы вместе» как новая форма работы с родителями. Основой клуба являются совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, на которых взрослый имеет возможность общаться со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. (фото)
На этапе дошкольного детства, а именно с 4-5 лет, дошкольники имеют возможность выбрать из большого количества всевозможных городских секций и спортивных клубов именно тот вид спорта, который им наиболее интересен. Этому способствует взаимное сотрудничество МДОАУ №121 с некоторыми спортивными клубами города Орска.
• В настоящее время готовится соглашение о взаимодействии МДОАУ №121 с Международной Федерацией Дзюдо о совместном обучении дошкольников от 3 до 7 лет элементам этого вида спорта в рамках программных физкультурных занятий на базе детского сада. (фото)
• Воспитанники детского сада в рамках сетевого сотрудничества посещают городской спортивный клуб «Сила Урала». Занятия в клубе нацелены на раннее физическое развитие детей с 3до5 лет.
Для мальчиков и девочек постарше предлагаются группы по различным видам единоборств. Причем набор в эти группы идет не столько исходя из возрастного ценза, сколько учитывая индивидуальные особенности и желания каждого ребенка, его предрасположенность к тому или иному виду спорта, уровень подготовленности. (фото)
В заключении хочется отметить, что раннее приобщение детей к различным видам спорта через игры-соревнования вырабатывает привычку к занятиям, спорт становится повседневной необходимостью, учит дошкольников в будущем быть более ответственными, уметь планировать свою деятельность и спорт станет для них повседневной необходимостью.