Марина Барба
Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников
«Специфика работы по развитию связной речи
и обучению грамоте дошкольников»
Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.
Р. Эмертон.
Публикация «Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому считаем, что определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Иногда недостатки речи бывают не слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на возраст ребенка: вырастет - и все само собой исправится. Однако взрослые должны знать, что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное звукопроизношение могут только специалисты.
Помните, что всякое отступление от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым нарушением, приводящим к задержке речевого развития.
Со временем недостатки речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).
К сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы,
принимая сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую невнимательность или небрежность.
К чему могут привести в будущем эти нарушения?
• Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо,
• Несформированная и неправильная речь,
• Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль
• И наконец, что особенно важно, - непонимание причинно-следственных связей.
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Подготовила: Барба М. Ф.