Алёна Шилова
Сценарий занятия для детей старшей разновозрастной группы «Спасаем птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия для детей старшей разновозрастной группы
Цель: уточнить представление детей о птицах, об условии их жизни; продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; дать представление о значении подкормки для зимующих птиц;
Задачи: воспитывать внимание и заботу о птицах в зимний период, создавать для них благоприятные условия.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал: карта-схема, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, следов животных, корм для птиц : зёрна овса и пшеницы, семечки, несолёное сало, кормушки, символическое изображение севера и юга, колокольчик, аудиозапись пения птиц.
Предварительная работа: организация конкурса «Лучшая кормушка»
Действующие лица: Ёлочка -сказочный герой «Эколят», ребята
Ход занятия
Дети выходят на прогулку, на участок приходит Ёлочка (сказочный герой «Эколят» – ребёнок из подготовительной к школе группы).
Воспитатель. Сегодня у нас в гостях сказочный герой «Эколят» – Ёлочка.
Ёлочка. Наступила зима – самое трудное для птиц и зверей время года. Знаете ли вы, как можно помочь нашим меньшим братьям пережить холода? (Ответы детей.)
Давайте прогуляемся по лесу, а путь нам укажет карта-схема. (Показывает.) На карте нарисована звериная тропа. Интересно, какие животные проходили и птицы здесь?
Дети рассматривают карточки с изображением следов, называют животных и птиц, которым они принадлежат, имитируют их движения.
Воспитатель. Вот и первая остановка, она называется «Отгадай-ка».
Ёлочка (загадывает загадки).
Непоседа, невеличка,
Жёлтая вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Как зовут её?
(Синичка.)
Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь.)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел.)
Всё я вижу. Всё я знаю.
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда.
Что творится в лесу –
На хвосте принесу.
(Сорока.)
Дети отгадывают загадки и показывают карточки с изображением названных птиц.
Ёлочка. А знаете ли вы стихотворение о птицах?
Первый ребёнок.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки – на плетень:
- Тири-тири, тень-тень-тень.
Второй ребёнок.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей :
- Киньте крошки воробью –
Я вам песенку спою.
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день.
Чик-чирик!
Ёлочка. Следующая остановка, обозначенная на нашей карте, - «Поиграй-ка». Давайте проверим, знаете ли вы какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.
Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый ребёнок берет карточку с изображением птицы и бегает по участку. Через некоторое время воспитатель произносит слово «зима». В зависимости от того, какая птица изображена на их карточке, дети встают рядом с символическим изображением севера или юга. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется.
Воспитатель. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, такие, как поползни и синицы, отыскивают запасы, которые сделали осенью.
Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.
Ёлочка. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьёв регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм.
Воспитатель. На нашей карте обозначается следующая остановка – «Столовая для птиц». Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать.)
Дети подходят к веранде, где расставлены кормушки.
Воспитатель. Какими разными могут быть кормушки для птиц! Посмотрите и скажите, из чего они сделаны. (Ответы детей.)
Найдем для каждой из них подходящее место. (Дети вместе с воспитателем развешивают кормушки.)
Ёлочка. Какой корм можно насыпать в кормушки для птиц? (Семена конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, сорных трав едят многие птицы)
Дети насыпают в кормушки корм, закрепляют кусочки сала на ветках деревьев.
Воспитатель. Сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придёт весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не только сохранят немало зелёных насаждений в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.
Проводится дидактическая игра «Голоса птиц». Звучит аудиозапись пения птиц. Дети называют птиц, чьи голоса они слышат.
Ребёнок.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель. Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз. Надо теплее одеваться.)
Правильно. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева, - жди мороза. Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу. Воробьи громко чирикают – к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.
Что это: птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!
Проводится подвижная игра «Птицелов». Каждый ребёнок называет птицу (сова,
кукушка, утка, петух, воробей, ворона, гусь и т. п., крику которой он может
подражать. Игроки встают в круг, в центре которого птицелов – водящий с
завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Птицелов идёт!
Он невольно вас возьмёт!
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Игроки - птицы останавливаются. Водящий подходит к
одному из игроков, который издаёт крик выбранной птицы и имя игрока, после чего тот
становится водящим.
Воспитатель. Хорошо, что среди нас наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать
птиц возле кормушек, которые вы смастерили вместе с родителями.
Ёлочка. Не забывайте подсыпать в кормушки угощение для наших пернатых друзей.
Пусть с утра до вечера на них суетятся птицы.
Использованная литература:
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Старшая группа. – М. :
Мозаика – Синтез, 2015. – 80 с.
2. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под
Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 399 с.
3. «Ребёнок в детском саду» № 6, 2008 г.