Татьяна Бритвина
Создание условий для творческих способностей детей во взаимодействии детского сада, семьи и социума
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество часто связывают с внутренней интеграцией личности, что является важным звеном в развитии творческого потенциала каждого человека который характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими признаки творческих задатков. К числу таких признаков относят:
— потребность в новых идеях;
— способность замечать и формировать альтернативы, сомневаясь в том, что на первый взгляд является очевидным;
— умение полностью «погружаться» в проблему, в то же время, отталкиваясь от реальности, видеть перспективу;
— умение представлять предполагаемый объект в новом измерении.
Публикация «Создание условий для творческих способностей детей во взаимодействии детского сада, семьи и социума» размещена в разделах
Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс. Существует 7 признаков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, четкость, активность, чувствительность, сконцентрированность. Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности и существенным резервом ее самоактуализации. Креативность характеризуется ощущением проблем, открытостью к новым идеям, способностью к разрушению старых стереотипов, с целью образования нового и получения неожиданных, нетипичных способов решения проблем.
Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку c нарушенным слухом необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности у детей дошкольного возраста. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Продуктивный вид деятельности невозможен без творчества. Творчество – это качество, которое ребенок вносит в деятельность.
Поэтому одним из важнейших факторов творческого развития детей с нарушенным слухом является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство.
При удовлетворении любопытства ребенка, надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности. Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник с нарушенной слуховой функцией делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует.
Один из основных принципов дошкольного образования – это поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.
Эстетически организованная среда – важное условие осуществления творческого развития детей, поэтому большое внимание уделяется подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Во всех возрастных группах имеются центры развития – природы, строительно — конструктивные, художественного творчества, игрушки и предметы быта, картинки предметные и сюжетные, дидактические игры (настольные) для знакомства с искусством, профессиями и развитию художественного творчества. Педагоги стараются оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем – либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх наши воспитанники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Следующее условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку с нарушенным слухом большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых.
Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому для успешного развития творческих способностей необходима – тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Также главным условием организации работы с детьми с нарушенным слухом является индивидуальный подход, продуктивные методы обучения, уважение к человеческому достоинству детей, создание на занятиях эмоциональной атмосферы. Формами работы являются и индивидуальные и подгрупповые интегрированные занятия, включающие различные виды искусств, в ходе которых определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную). В процессе проведения занятий создаются условия для развития творческих способностей детей. Этому способствует использование интегрированных методов обучения. При этом, дети в течение занятия слушают музыку, поют, танцуют, рассматривают картины, читают стихи, играют на детских музыкальных инструментах, инсценируют сказки, рисуют. Сочетание нескольких видов деятельности предоставляет каждому ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. В ходе интегрированных занятий, кроме традиционных методов используются методы и приемы, которые развивают у детей воображение и творчество.
Кроме этого, в ходе проведения занятий используются: создание игровой мотивации, создание воображаемых ситуаций, сюрпризные моменты, игры-драматизации, творческие игры, игры со словом, игры на развитие двигательных способностей.
Методическая работа в дошкольном учреждении — это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Цель методической работы должна состоять прежде всего, в создании условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста, мотивация к использованию инновационных технологий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье.
Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей : Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей.
Творческий потенциал - это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.
Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание.
В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.
Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка :
а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;
б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Поэтому развитие творческого потенциала ребенка с нарушением слуха должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.
Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.
Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.
В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить.
Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка с нарушенным слухом является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
Для развития творческого потенциала детей с нарушенным слухом необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.
По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. И одно из самых главных – создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда - уголок изобразительной деятельности. Он художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики деятельности дошкольников.
У детей в свободном доступе должны быть материалы для креативной деятельности, такие как краски и карандаши, мелки, альбомы для рисования и различные материалы для лепки: пластилин, глина, цветное тесто.
Для развития творческих способностей дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Используйте предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «ювелирные изделия». Настольные игры, пазлы, конструкторы, блоки из различных материалов, детские музыкальные инструменты, книги и диски со стихами, сказками, песенками – все это побуждает ребенка к неструктурированной игре и развивает его воображение.
Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
- расположение зоны изобразительного творчества : доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;
- использование детского дизайна в оформлении;
- наличие произведений искусства;
- соблюдение возрастных требований;
- изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;
- оборудование для рисования, лепки, аппликации;
- работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- различная техника изобразительного творчества (образцы);
- развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- жанры живописи - старший дошкольный возраст;
- образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);
- уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);
- наличие игрового персонажа.
Есть привычные вещи, которые когда-то казались педагогам и родителям правильными, но сейчас доказано, что они мешают развитию творческих способностей дошкольника. Взрослые не должны делать следующее.
1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.
2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.
3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.
4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческих способностей дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.
Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить —внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить Важно всячески своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Разумно предоставить детям разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, штампики, печатки, трафареты и многое другое).