Герасимова Татьяна
Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
"Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада. "
Герасимова Т. А.
воспитатель группы №12
МКДОУ Д\с №21
Одно из определений понятия жизнь звучит следующим образом: «Жизнь-это система движений». Потребность в движении дана человеку природой.
Публикация «Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада» размещена в разделах
Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает болшое влияние на здоровье и физическое состояние детей.
Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребёнка, а та так же приобщение его к здоровому образу жизни.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт дошколного образования) включает в себя пять образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей».
Физическое развитие включает в себя приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности детей :
связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук;
знакомство с правилами выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, без нанесения ущерба здоровью;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
овладение подвижными играми с правилами;
овладение элементами, нормами и правилами ЗОЖ (в питании, двигательном режиме, закаливании и т. д.)
В теории и методике физического воспитания выделяют три вида двигательной активности (ДА) :
Регламентированная ( НОД: физ-ра, музыка, динамические и физ. минутки);
Частично- регламентированная (совместная деятельность, прогулки, п\и, игры, требующие соблюдения правил);
Нерегламентированная (самостоятельная).
Группы здоровья в дошкольном образовательном учреждении классифицируются детским врачом.
Основным показателем, который принимается во внимание при принятии решения о зачислении ребёнка в специальную группу для занятия физкультурой, является наличие отклонений в функционировании определяющих систем организма. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе также могут предписываться детям, которые страдают от хронических заболеваний.
Первая – это дети, у которых нет никаких отклонений или заболеваний. Развитие, как физиологического, так и психологического характера соответствует нормам, которые определены для данной возрастной группы. То есть их общее состояние организма в полном порядке и у них нет никаких ограничений в посещении детского сада.
Вторая – это детки, у которых выявили небольшие отклонения. Например, это могут быть хронические болезни, не имеющие рецидивов, частые простудные заболевания, аллергически реакции. Все эти проблемы необходимо указывать в медицинских картах детей при посещении ДОУ. Они обязательно должны быть учтены при проведении любых физических упражнений или мероприятий.
Третья – это дети, у которых обнаружены хронические заболевания с периодами обострения, но не очень длительными. Состояние здоровья, как физического, так и психологического характера должно соответствовать нормам.
Четвертая – это дети, у которых хроническая форма заболевания, имеющая долгие периоды обострения. Таких детей необходимо определять в специализированные ДОУ по направлению, выданному детским врачом. Здесь проводят с ними специальные занятия профилактического или лечебного характера для поддержания их здоровья (ЛФК и др.). А также они под постоянным наблюдением высокопрофессиональных специалистов.
Пятая – это дети, имеющие очень большие физические недостатки, психологические или физиологические отклонения в развитии (это дети-инвалиды).
В зависимости от подвижности детей можно так же разделить на три основные подгруппы : высокой, средней и низкой подвижности. Каждая подгруппа характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности двигательной активности (ГРУППА ЗДОРОВЬЯ)
-К первой группе относятся дети с высокой интенсивностью ДА, независимо от её объёма и проложительности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и хорошей координацией. Часто невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
-Вторую группу составляют дети со средним уровнем всех трёх показателей ДА. Как правило дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр. Они являются инициаторами коллективных игр.
-Дети третьей подгруппы имеют низкий объём ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возраста, уровня ДА, режима.
В нашей группе есть дети первой и второй группы здоровья, что естественно отражается на мероприятиях, проводимых по закаливанию и берётся во внимание при проведении занятий по физкультуре и индивидуальной работе с детьми (интенсивность, сложность, длительность упражнений и игр и т. п.)
Какие же условия необходимо и можно создать в условия ДОУ для развития двигательной активности детей?
Это конечно: оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, прогулочных участков, разнообразие спортинвентаря, а так же создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
В нашем детском саду имеется просторный, светный физкультурный зал, оснащенный всем необходимым оборудованием. На территории детского сада имеются две спортивные площадки, на которых в теплый период года проводятся занятия по физическому развитию на свежем воздухе.
На групповых участках так же имеются необходимые условия и оборудование для развития двигательной активности детей : скамейки, лестницы для лазания, горки.
Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет содание благоприятной предметно-развивающей среды в помещении ДОУ-группах. Этому вопрсу мы уделили очень важное внимание при оборудовании нашей группы.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе д\с должна быть : содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Все эти критерии мы учли и при создании среды в своей группе :
1. Насыщенность среды отражается в соответствии возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным, оздоровительным инвентарём и материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образоввательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например матов, массажных дорожек, мягких модулей и т. д.
4. Вариативность среда предполагает: наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и т. д., а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих ДА детей.
5. Доступность среды выражается в свободном доступе детей к играм и пособиям.
6. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по безопасности их использования.
В нашей группе организован центр двигательно-игровой деятельности в котором имеется достаточное количество спортинвентаря (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры, массажеры, кегли, кольцеброс, различные элементы «Дорожки здоровья», мешочки для метания, и пр.)для организации разнообразной двигательной деятельности детей в группе и на прогулках, для выполнения основных видов движений: прыжков, метания, подлезания, бега и т. д., что позволяет более эффективно осуществлять индивидуальную работу с детьми.
Разработаны картотеки утренних гимнастик, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений.
Оборудование физкультурного уголка периодически обновляется. Приобретаютя или изготавливаются самостояятельно или с помощью родителей нестандартное оборудование, атрибуты для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке.
Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной деятельности в семье, по ЗОЖ т. п.
Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа. Такую активность в своей группе мы стараемся обеспечить следующими мероприяятиями:
-утренняя гимнастика, физическая культура (НОД);
-двигательная активность на пргулке;
-подвижные игры, игровые упражнения на прогулке;
-динамические паузы, физминутки;
-гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика;
-активный отдых : спортивные праздники, физкультурные досуги, развлечения;
-индивидуальная работа по физ. развитию;
-самостоятельная двигательная деятельность в течении дня;
-комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам);
-комплекс упражнений по профилактике нарушения зрения (во время занятий, в режиме дня).
Работая в этом напрвлении очень важно следить чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в детском саду, как организованные, самостоятельные так и индивидуальные положительно отразились на физическом, психическом здоровье детей, на развитии их общей и мелкой моторики.
Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада.
Герасимова Т. А.
воспитатель группы №12
МКДОУ Д\с №21
Одно из определений понятия жизнь звучит следующим образом: «Жизнь-это система движений». Потребность в движении дана человеку природой.
Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает болшое влияние на здоровье и физическое состояние детей.
Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребёнка, а та так же приобщение его к здоровому образу жизни.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт дошколного образования) включает в себя пять образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей».
Физическое развитие включает в себя приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности детей :
связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук;
знакомство с правилами выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, без нанесения ущерба здоровью;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
овладение подвижными играми с правилами;
овладение элементами, нормами и правилами ЗОЖ (в питании, двигательном режиме, закаливании и т. д.)
В теории и методике физического воспитания выделяют три вида двигательной активности (ДА) :
Регламентированная ( НОД: физ-ра, музыка, динамические и физ. минутки);
Частично- регламентированная (совместная деятельность, прогулки, п\и, игры, требующие соблюдения правил);
Нерегламентированная (самостоятельная).
Группы здоровья в дошкольном образовательном учреждении классифицируются детским врачом.
Основным показателем, который принимается во внимание при принятии решения о зачислении ребёнка в специальную группу для занятия физкультурой, является наличие отклонений в функционировании определяющих систем организма. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе также могут предписываться детям, которые страдают от хронических заболеваний.
Первая – это дети, у которых нет никаких отклонений или заболеваний. Развитие, как физиологического, так и психологического характера соответствует нормам, которые определены для данной возрастной группы. То есть их общее состояние организма в полном порядке и у них нет никаких ограничений в посещении детского сада.
Вторая – это детки, у которых выявили небольшие отклонения. Например, это могут быть хронические болезни, не имеющие рецидивов, частые простудные заболевания, аллергически реакции. Все эти проблемы необходимо указывать в медицинских картах детей при посещении ДОУ. Они обязательно должны быть учтены при проведении любых физических упражнений или мероприятий.
Третья – это дети, у которых обнаружены хронические заболевания с периодами обострения, но не очень длительными. Состояние здоровья, как физического, так и психологического характера должно соответствовать нормам.
Четвертая – это дети, у которых хроническая форма заболевания, имеющая долгие периоды обострения. Таких детей необходимо определять в специализированные ДОУ по направлению, выданному детским врачом. Здесь проводят с ними специальные занятия профилактического или лечебного характера для поддержания их здоровья (ЛФК и др.). А также они под постоянным наблюдением высокопрофессиональных специалистов.
Пятая – это дети, имеющие очень большие физические недостатки, психологические или физиологические отклонения в развитии (это дети-инвалиды).
В зависимости от подвижности детей можно так же разделить на три основные подгруппы : высокой, средней и низкой подвижности. Каждая подгруппа характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности двигательной активности (ГРУППА ЗДОРОВЬЯ)
-К первой группе относятся дети с высокой интенсивностью ДА, независимо от её объёма и проложительности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и хорошей координацией. Часто невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
-Вторую группу составляют дети со средним уровнем всех трёх показателей ДА. Как правило дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр. Они являются инициаторами коллективных игр.
-Дети третьей подгруппы имеют низкий объём ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возраста, уровня ДА, режима.
В нашей группе есть дети первой и второй группы здоровья, что естественно отражается на мероприятиях, проводимых по закаливанию и берётся во внимание при проведении занятий по физкультуре и индивидуальной работе с детьми (интенсивность, сложность, длительность упражнений и игр и т. п.)
Какие же условия необходимо и можно создать в условия ДОУ для развития двигательной активности детей?
Это конечно: оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, прогулочных участков, разнообразие спортинвентаря, а так же создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
В нашем детском саду имеется просторный, светный физкультурный зал, оснащенный всем необходимым оборудованием. На территории детского сада имеются две спортивные площадки, на которых в теплый период года проводятся занятия по физическому развитию на свежем воздухе.
На групповых участках так же имеются необходимые условия и оборудование для развития двигательной активности детей : скамейки, лестницы для лазания, горки.
Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет содание благоприятной предметно-развивающей среды в помещении ДОУ-группах. Этому вопрсу мы уделили очень важное внимание при оборудовании нашей группы.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе д\с должна быть : содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Все эти критерии мы учли и при создании среды в своей группе :
1. Насыщенность среды отражается в соответствии возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным, оздоровительным инвентарём и материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образоввательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например матов, массажных дорожек, мягких модулей и т. д.
4. Вариативность среда предполагает: наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и т. д., а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих ДА детей.
5. Доступность среды выражается в свободном доступе детей к играм и пособиям.
6. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по безопасности их использования.
В нашей группе организован центр двигательно-игровой деятельности в котором имеется достаточное количество спортинвентаря (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры, массажеры, кегли, кольцеброс, различные элементы «Дорожки здоровья», мешочки для метания, и пр.)для организации разнообразной двигательной деятельности детей в группе и на прогулках, для выполнения основных видов движений: прыжков, метания, подлезания, бега и т. д., что позволяет болееэффективно осуществлять индивидуальную работу с детьми.
Разработаны картотеки утренних гимнастик, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений.
Оборудование физкультурного уголка периодически обновляется. Приобретаютя или изготавливаются самостояятельно или с помощью родителей нестандартное оборудование, атрибуты для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке.
Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной деятельности в семье, по ЗОЖ т. п.
Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа. Такую активность в своей группе мы стараемся обеспечить следующими мероприяятиями:
-утренняя гимнастика, физическая культура (НОД);
-двигательная активность на пргулке;
-подвижные игры, игровые упражнения на прогулке;
-динамические паузы, физминутки;
-гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика;
-активный отдых : спортивные праздники, физкультурные досуги, развлечения;
-индивидуальная работа по физ. развитию;
-самостоятельная двигательная деятельность в течении дня;
-комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам);
-комплекс упражнений по профилактике нарушения зрения (во время занятий, в режиме дня).
Работая в этом напрвлении очень важно следить чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в детском саду, как организованные, самостоятельные так и индивидуальные положительно отразились на физическом, психическом здоровье детей, на развитии их общей и мелкой моторики.