Столяревская Ольга Николаевна
Создание условий для обучающихся детей-инвалидов, детей с ОВЗ по успешному освоению дополнительных программ
▼ Скачать + Заказать документы
Столяревская Ольга Николаевна.
старший методист МБУДО г. Иркутска ДДТ№2
«Создание условий для обучающихся детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска по успешному освоению общеобразовательных дополнительных программ»
В рамках реализации программы «Развитие» особое внимание уделяется привлечению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска» к занятиям в объединениях различной направленности нашего учреждения, созданию необходимых условий для овладения образовательными программами, проведению реабилитационных мероприятий по социальной адаптации этих детей в обществе.
Публикация «Создание условий для обучающихся детей-инвалидов, детей с ОВЗ по успешному освоению дополнительных программ» размещена в разделах
Согласно социального паспорта число обучающихся данной категории детей в 2018/2019 учебном году составило 323 человека, в том числе 5 детей-инвалидов, 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 детей, состоящих на профилактических учетах за совершенные правонарушения. Все эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию. Для их успешной социализации в процессе обучения и воспитания созданы следующие условия :
-обеспечение права первоочередного зачисления в объединения;
-выбор дополнительной образовательной программы по интересам и возможностям ребенка;
-предоставление индивидуального рабочего места для занятий в объединениях;
-педагогическое сопровождение ребенка, индивидуальная работа по коррекции выявленных проблем;
-оказание помощи в развитии творческих способностей ребенка, его самореализации и социализации.
Так, для создания комфортных условий для детей с ОВЗ, педагогами ДДТ№ 2 были определены и реализуются следующие основные задачи:
-достижения детьми с ОВЗ запланированных результатов по освоению обучающимися дополнительных образовательных программ;
-целенаправленное развитие способностей данной категории детей на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками (взаимообучение и взаимопомощь в группе, выполнение коллективных работ, участие в выставках, праздниках, коллективных делах);
-индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ (индивидуальная помощь педагога в процессе выполнения задания, индивидуальные беседы с родителями, консультации с целью создания благоприятной психологической атмосферы);
-оценка темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ОВЗ наряду с остальными обучающимися :
В соответствии с поставленными задачами педагогами дополнительного образования были составлены аналитические справки по работе с детьми с ОВЗ, 11 индивидуальных планов работ с детьми данной категории с учетом их особенностей и в соответствии с образовательными программами объединений. Так, например, успешно реализуется следующие планы работ с детьми, имеющих особенности развития: план по развитию речи детей на занятиях музыки (объединение «Ступеньки к успеху» педагог Чуруксаква Т. Я., план работы с детьми, имеющих нарушения зрения (объединение «Алемана» педагог Бухарова Е. В., опорно-двигательного аппарата на занятиях хореографии (объединение «Колокольчики» педагог СтафееваЕ. П., планы работы на занятиях изобразительной деятельности (объединение «Палитра» педагог Мархеева М. Т., объединение «Фантазия» педагог Новикова И. С.) и другие.
В целях определения качества освоения дополнительных образовательных программ детьми с ОВЗ педагогами дополнительного образования нашего учреждения проводятся исследования уровня сформированности знаний, умений и навыков в процессе обучения. Результаты исследований проводятся на основе основных компонентов: мотивационных, операционных, контрольно-оценочных, технических. Такие исследования проводятся не реже 3 раз в учебном году: в начале учебного года с целью выявления реальных возможностей детей с ОВЗ и имеющихся затруднений, по итогам полугодия в целях дальнейшей коррекции и в конце учебного года по итогам реализации дополнительной образовательной программы.
Созданные комфортные условия для занятий с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, позволяют этим детям творчески самореализоваться, признать свою социальную ценность как личность. Так, например, обучающиеся с ОВЗ в объединении «Алемана» Туркина Дарья, Ширяева Анастасия являются победителями городских, региональных и Всероссийских фестивалей сценического бального танца, Минеев Георгий, Жданов Максим и Булутханова Гюлара из этого объединения являются победителями областных фестивалей сценического бального танца. Такие успехи обучающихся являются результатом кропотливой работы педагога и детей с ОВЗ, направленных на достижение поставленных совместных задач.
Продолжается совместная работа с социальными педагогами близлежащих общеобразовательных школ и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловского округа г. Иркутска по привлечению детей и подростков, состоящих на различных профилактических учетах за совершенные правонарушения к занятиям в нашем учреждении. В общеобразовательные учреждения образования №№ 6,19,24,35,77 были направлены информационные письма с полным перечнем всех объединений нашего учреждения, места, времени и сроков проведения занятий для привлечения детей «группы риска». В 2018/2019 учебном году число детей, состоящих на профилактических учетах, составило 7 человек. Состав правонарушений, совершенный этими детьми, различный- 5 человек поставлены на учет за кражи у сверстников, 1- изготовление самодельной «бомбочки» и взрыв ее в общеобразовательном учреждении. Этим детям была предоставлена возможность самостоятельно определиться в выборе объединения по интересам: 2 человека (Зуева Срфья и Бегбогтова Ясмина) занимаются у педагога Уткиной Н. В, 2 (Пройдесвет Карина и Тишин Николай)- у педагога Владимирцева В. К., 1 (Золотоноша Александр)- у педагога Березовской Т. М. 1 (Пройдесвет Сабрина) -у педагога Черемных М. А. и 1 (Гончарова Алина)- у педагога Грачевой А. Ю. В связи с тем, что данные дети активно посещают занятия в школе и в нашем учреждении, не допускают повторных случаев правонарушений и замечаний по поведению, в марте текущего года 2 человека (Зуева С. И Бегблтова Я.) сняты с профилактических учетов.