Лариса Шитова
Создание условий для личностно-развивающего характера взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации: семинар – практикум
Цель: Продолжение работы по внедрению в практику работы ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:
1. Закрепить знания педагогов по данному вопросу;
2. Ознакомиться с приемами развития личностных качеств, способствующих эффективному взаимодействию с родителями и воспитанниками детского сада;
3. Представить опыт работы по личностно – развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности.
Публикация «Создание условий для личностно-развивающего характера взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Подготовка к проведению мероприятия:
1. Работа творческой группы по подготовке сетевого мероприятия;
2. Создание презентации по теме мероприятия;
3. Подготовка медиа-оборудования для просмотра презентации;
4. Разработка творческих заданий.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Педагогам предоставляется право найти себе пару и определить место для участия на мероприятии.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы продолжаем работу по внедрению в практику работы положений ФГОС ДО.
Уважаемые коллеги, выбирая себе пару, объясните, чем вы руководствовались, выбирая этого человека? (Ответы)
Действительно, все мы ищем пару для общения, для взаимодействия, чтобы нам было комфортно общаться с этим человеком. А вместе мы единый коллектив, который умеет решать все задачи вместе. Для нас ценно мнение каждого, и у каждого из нас есть огромный опыт, который обогатит нашу деятельность.
Итак, тема нашего семинара «Создание условий для личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности».
Уважаемые коллеги, мы с вами работаем в то время, когда современное дошкольное образование переживает период модернизации. Концепция ДО направлена на изменение отношения к ребенку, к изменению организации педагогического процесса, к отбору форм и содержания, методов работы и на развитие педагогических компетенций педагога.
Сегодня перед нами поставлена задача: подготовить совершенно новое поколение, активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первый уровень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Вопрос к участникам:
Давайте задумаемся, изменились ли современные дети, по сравнению с теми, что росли 30-40 лет назад? (ответы коллег).
Давайте послушаем педагога-психолога, которая расскажет о последних исследованиях портрета современного дошкольника.
Ведущий: Уважаемые коллеги, конечно, наши дети меняются. И нам важно, чтобы современные дети были успешны, инициативны, активны, самостоятельны, умели сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться и многое другое.
Напомню, что во ФГОС ДО заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-развивающее взаимодействие.
Итак, вся наша педагогическая деятельность направлена на развитие личности ребенка. Эффективность развития зависит от умения правильно организовать процесс общения. Именно в общении развивается ребенок, именно общение формирует ребенка как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований в непосредственном общении с родителями, сверстниками, педагогами, происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств.
Внимание, задание!
Перед вами педагогическая паутина. Наша задача – распутать ее, назвать зашифрованное понятие, объяснить, какое отношение она имеет к сегодняшней теме «Создание условий для личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности». (самостоятельность, индивидуальность, гуманность, условия, признание, личность).
Вывод: уважаемые коллеги, я принимаю ваши ответы. Мы с вами не раз встречались на протяжение года по данному вопросу, выполняли домашние задания по теме «Личностно-развивающий характер взаимодействия». И сегодня мы проверили свои знания.
Ведущий: М. И. Лисина отмечала, что общение для ребенка – это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Но для развития личности нам необходимо создать определенные условия.
Вопрос к участникам: Уважаемые коллеги, а что значит, создать условия для личностно-развивающего характера взаимодействия? (ответы коллег)
Вывод: Следовательно, предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: из всех перечисленных качеств, представленных перед вами, выберите 3, без которых, на ваш взгляд, невозможно эффективное общение. (ответы коллег)
Вывод: Благодарю, коллеги, я принимаю ваши ответы. Конечно, все мы разные. У каждого из нас свой выбор качеств. Но мы понимаем, что в нашей педагогической деятельности просто необходимо! Обладать теми качествами, которые мы выбрали. А если вы заметили, что какое то из нужных качеств в вас отсутствует или проявляется недостаточно, это повод начать развивать данное качество.
Ведущий: Каждый педагог применяет в своей деятельности различные методы, приемы, технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели: развитию личности ребенка.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним, какие технологии вы используете в своей деятельности? (ответы)
Вывод: Использование педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Каждая технология хороша по своему, в каждой есть свои плюсы. Но сегодня нам бы хотелось остановиться на технологии проектной деятельности, которая позволяет ребенку войти в более широкий мир, ориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность.
Являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, проектная деятельность компенсирует проблему дефицита общения, дошкольник познает характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.
Сейчас я предлагаю вам педагогическую игру «Пинг - понг» : «Что я знаю о проектной деятельности». Прошу вас выйти и встать в круг. Вы готовите вопрос, называете имя того, кому бы хотели задать этот вопрос, задаете свой вопрос, бросаете мяч. Тот, чье имя назвали, отвечает на заданный вопрос, задает свой вопрос другому участнику и т. д.
Вывод: Спасибо, уважаемые коллеги, за ваши вопросы и ответы. Мы увидели, что вы много знаете о проектной деятельности. Кто-то из вас с удовольствием использует ее в своей педагогической практике, а кто-то только начинает.
Ведущий: Нами накоплен опыт по личностно-развивающему характеру взаимодействия в проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, которым мы хотим сегодня поделиться с вами. (выступление педагога-эколога).
Вывод: И действительно, в проектной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги отмечают, что взаимодействуя с детьми в проектной деятельности, можно лучше их узнать, проникнуть в их внутренний мир, выстроить тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
Ведущий: Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов, и особенно в проектной деятельности. И нам нужно искать действенные пути сотрудничества, необходимые как педагогам, так и родителям.
Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе мы можем лучше узнать ребенка, и направить общие усилия на его развитие.
Внимание, задание! Предлагаю вам разделиться на 3 группы.
Первая группа попробует составить рекомендации для педагогов по личностно-развивающему характеру взаимодействия с детьми в проектной деятельности.
Второй группе достается разработать рекомендации для родителей дошкольников по личностно-развивающему характеру взаимодействия с детьми в проектной деятельности.
Третья группа разрабатывает рекомендации для педагогов личностно-развивающему характеру взаимодействия с родителями в проектной деятельности.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Благодарю вас за ответы. Мы с вами будем продолжать вести разговор по нашей теме, и я предлагаю вам подумать: какие направления собственного развития вы можете предложить по теме «Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов с детьми»? (по одному предложению, на перспективу).
Вывод: На данный момент наше общество находится на пути формирования новой альтернативной модели взаимоотношений педагога и ребенка. Она получила название «Субъектно-субъектной». Смысл данной модели заключается в смене позиции педагога. Объект педагогической деятельности становится субъектом лишь в том случае, если педагог понимает индивидуальность воспитуемого, учитывает его потребности, эмоции, возможности, а так же стимулирует активность дошкольника, при этом не подавляя его авторитетом.
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок – особенный. И, чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитателю нужно уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн, можно только одним путем: уважать их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания. Нам с вами важно уметь поддерживать, понимать ребенка, оказывать ему помощь в любом виде его деятельности.
Каждый человек – есть личность, каждая личность – это целый огромный мир!
И по окончании нашего семинара мне хочется подвести итоги.
Метод «Солнышко и дождик» (Толмачева Е. П.)
Цель: подведение итогов.
Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры.
Проведение: на желтых лучах написать положительные моменты встречи, что удалось. На синих каплях – Что не получилось, какие были упущения, как со стороны ведущего, так и участников.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, мне очень приятно….
Я рада, что ….
Ведущий: Наш семинар подошел к завершению. А закончить его мне хочется словами «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке, как для других, так и для самого себя». (М. М. Бахтин).
Благодарю всех за работу!