Гульчачак Мулюкова
Создание условий для изучения родных языков
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Доклад
на тему:
«Создание условий для изучения родных языков»
Выполнила: Мулюкова Г. А.
Уфа 2023
Ту ан тел. Р ми арипов
Мин хал ымды с ск к елен н
Бал ортондай ынйы йыямын,
Йыямын да — й нле ынйылар ан
Хуш е ле бер к р оямын.
Шу а ла мин бел м тел ерен:
Бер телд н д телем к м т гел —
К сл л ул, бай а, я ымлы ла,
К м к рер тик уны к м к ел.
Темочки:
Это прекрасные строки из стихотворения Рами Гарипова, который вошел в историю башкирской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени, мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. Родная речь - это живой воды родник, питающий страницы лучших книг. И тем ценней святой её глоток, что травят, загрязняют наш исток.
Уже с малых лет мы должны обучать детей родному языку, его уникальнейшим традициям. Ведь именно маленькие дети, впитывают в себя всё, как губка. Где, как ни в семье и детском саду ребенку учиться этому! Задача воспитателя - помочь ребенку в этом в тесном сотрудничестве с родителями.
В последние десятилетия педагогическая общественность Башкортостана особое внимание уделяет внедрению инновационных технологий обучения, воспитания и развития в систему дошкольного образования.
В настоящее время вступила в силу Федеральная образовательная программа (ФОП ДО). В нем учитываются овладение родным языком как одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий для овладения детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:
• владение речью как средством общения и культуры,
• обогащение активного словаря,
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
• развитие речевого творчества,
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
• знакомство с книжной культурой, детской литературой,
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольные учреждения Республики Башкортостан ориентированы на мультикультурное образование, включение детей в родную башкирскую культуру.
Одна из задач дошкольных учреждений - это обучение детей речевому общению на башкирском и русском языках. Залогом эффективности такого обучения и воспитания является, на наш взгляд, соблюдение следующих условий :
• учет особенностей социальной, языковой среды, традиций, обычаев;
• обеспечение взаимосвязанного речевому общению на родном язык
• соответствующий отбор и систематизация материала этнокультурной направленности;
• обучения родному (башкирскому) и русскому языку на всех занятиях вне занятий; актуализация знаний и умений детей по речевому общению на башкирском языке;
• использование разных видов игр (дидактических, сюжетно – дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных и др., направленных на обучение речевому общению на русском и башкирском языках, на занятиях и вне занятий;
• создание и совершенствование предметно – развивающей среды;
• организация и взаимодействия с родителями.
Создание предметно – развивающей среды – одно из условий эффективного обучения речевому общению. В нашем детском саду есть башкирская группа, которая направлена на изучение башкирской культуры и языка. В группе есть юрта, самый главный атрибут башкирского народа, также убранство юрты, паласы, сундук, игрушки национального быта, альбомы по искусству, муляжи продуктов национальной кухни, все это окружает детей и в свою очередь формирует интерес к изучению родного языка. Также для детей были приобретены бизиборды в национальной тематике, которые также влияют на развитие мелкой моторики рук и мышления.
В данный момент башкирскую группу посещают дети 3-4 лет, изучение башкирского языка в основном происходит в режимных моментах, дети только познают все окружающее их, слышат башкирскую речь, музыку, аудио сказки на башкирском языке. Постепенно мы учимся говорить основные слова приветствия «аумы ы ы», «с л м», «р хм т», также на занятиях основные термины повторяем на двух языках русском и башкирском.
Самая главная задача стоит перед нами: воспитывать у детей любовь к родному краю, к ее природе и бережное отношение к ней, воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.