Виктория Лукомская
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. Развивающая предметно-пространственная среда детской образовательной организации выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
Создание развивающей предметно-пространственной среды в детской образовательной организации является одним из важных аспектов реализации федеральной образовательной программы детского образования. Эта программа призвана обеспечить ребенку оптимальные условия для развития его интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных способностей.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (ДОО) — это не только территория детского сада, групповые комнаты и специализированные помещения, но и всё оборудование, материалы, электронные ресурсы и средства обучения, которые используются для развития и воспитания детей.
Эта среда должна учитывать индивидуальные особенности, потребности и интересы каждого ребёнка, а также помогать в коррекции возможных недостатков в развитии.
Федеральная программа не устанавливает строгих правил для создания развивающей предметно-пространственной среды в детских образовательных организациях. Она даёт ДОО свободу в проектировании такой среды.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, существуют различные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Главное, чтобы эта среда соответствовала целям и принципам Программы, а также учитывала особенности возраста и пола детей для успешной реализации образовательной программы.
Один из ключевых принципов создания такой среды основан на идее, что ребенок должен активно взаимодействовать с окружающим его миром, изучать его, экспериментировать и открывать новое. Для этого необходимо предоставить ему обширные возможности для самостоятельности и выбора.
Первым шагом при создании развивающей предметно-пространственной среды является разработка детского сада или школы с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Помещения должны быть просторными, светлыми и функциональными. В них должны быть уголки для игр и занятий различными предметами и материалами, как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Местное этнопсихологическое, социокультурное, культурно-историческое и природно-климатическое окружение, в котором находится ДОО.
2. Возраст детей, их уровень развития и особенности деятельности, а также содержание образовательной программы.
3. Задачи образовательной программы для разных возрастных групп.
4. Возможности и потребности всех участников образовательного процесса: детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и других участников.
Учитывая разнообразие возможных форм реализации образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (ДОО, развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать следующим требованиям:
стандартам ФГОС ДО;
образовательной программе ДОО;
условиям пребывания детей в учреждении, включая материально-техническое оснащение и медико-социальные аспекты;
возрастным особенностям детей;
воспитательному характеру обучения в ДОО;
требованиям безопасности и надёжности.
Важным элементом такой среды являются специально подобранные игрушки и материалы, которые стимулируют развитие разных навыков и способностей ребенка. Это могут быть конструкторы, пазлы, различные игры для развития логического мышления и координации движений, а также материалы для творчества, музыкальные инструменты и прочее.
Организация пространства также имеет большое значение. Размещение предметов и игровых зон должно быть понятным и удобным для детей, чтобы они могли свободно перемещаться и выбирать интересующие их активности. Необходимо предусмотреть уголки для чтения, рисования, конструирования, игры в ролевые ситуации и т. д.
Кроме того, важно создать условия для социального взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом, а также с педагогами. Для этого следует предусмотреть групповые столики, игровые площадки, ролевые игры, совместное решение задач и противоречий.
В детских образовательных организациях необходимо создать условия для информатизации образовательного процесса.
Для этого в групповых и других помещениях ДОО следует установить оборудование, позволяющее использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении. При наличии такой возможности все групповые и другие помещения ДОО можно подключить к интернету, соблюдая правила безопасного пользования сетью и учитывая результаты психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
Развивающую предметно-пространственную среду можно дополнить элементами цифровой образовательной среды и интерактивными площадками, которые станут пространством для сотрудничества и творческой самореализации детей и взрослых. Это могут быть, например, кванториумы, мультстудии, роботизированные и технические игрушки.
В ДОО, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, должна быть специальная мебель, подходящая для разных видов деятельности, общения и игр со сверстниками. Также в помещениях ДОО должно быть достаточно места для размещения специального оборудования.
Таким образом, создание развивающей предметно-пространственной среды в детской образовательной организации является важным аспектом развития ребенка. Эта среда должна быть обустроена с учетом федеральной образовательной программы детского образования, предоставлять ребенку максимальные возможности для самостоятельного и активного исследования окружающего мира, развития его навыков и способностей, а также социального взаимодействия с другими детьми и педагогами.