Алёна Васильевна Гладкова
Создание единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ
через проектную деятельность»
«Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно!
Только надо всем узнать
Как здоровыми стать!»
Здоровым быть, это здорово! Каждый человек от мала до велика должен знать, что значит, быть здоровым и что для этого нужно делать.
Публикация «Создание единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ через проектную деятельность» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Пропаганду здорового образа жизни с детьми мы начинаем с самого начала нахождения ребенка в детском саду. Мы проводим беседы, приводим различные ситуации, жизненные примеры, загадываем загадки различного содержания, разучиваем стихотворения, поговорки, песни о здоровье и о спорте, рассматриваем иллюстрации, читаем книги, рисуем и т. д.
Так же в совместную деятельность мы привлекаем родителей. Родители не только занимаются с детьми дома, но и являются активными участниками образовательно – воспитательного процесса в стенах детского сада, участвуют в развлечениях, праздниках.
С 7 по 15 ноября 2022 года в группе «Звездочки» был реализован проект «О здоровье всерьез!».
Цель проекта – формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, их стремления к самообразованию.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей; изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта : дети младшей группы (3 – 4 года, родители, воспитатель.
Тип проекта : ролево-игровой, групповой, краткосрочный.
Сбор информации: проведение первичного опроса родителей.
Опрос родителей проводился методом анкетирования. Вопросы анкеты разрабатывались мной таким образом, чтобы охватить мнение родителей по всем составляющим понятия «здоровый образ жизни» .
По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом :
I Этап- подготовительный
Задачи этапа:
- Создание развивающей среды : подобрать материалы, игрушки, атрибуты по двигательной, коммуникативной, игровой деятельности детей; дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературы по теме «Здоровье и безопасность»
- Подобрать материал для продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, строительные игры)
- Составить перспективный план мероприятий с детьми
- Подобрать информацию, разработать план мероприятий с родителями
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», физкультурное занятие «Физкультура с мамой и папой»»
3. Закаливающие процедуры: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения,физ. минутки пребывание на свежем воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам- массажерам.
4. Совместная и самостоятельная деятельность : совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
5. Работа с родителями: консультации по темам: «Профилактика ОРЗ», «Береги здоровье смолоду», «Будь здоров, малыш», «Чесночница- одна из мер профилактики вирусных инфекций».
II ЭТАП: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На протяжении всей недели детей ожидало много интересного. В группах были проведены мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, развитие двигательной культуры, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни, воспитание в детях упорства, силы воли, умения преодолевать препятствия, умения побеждать и проигрывать; желания оказывать помощь, закрепление у детей понятия «Здоровье».
Каждый день недели имел определенную тематику: «Спорт и зарядка- лучшие друзья!», «Быть здоровым я хочу», «Витамины для здоровья», «Чистота –залог здоровья», «Мой организм».
Ежедневно с детьми проводились беседы.
С детьми читались стихотворения и художественная литература:
1. К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»;
2. Ю. Тувим «Овощи»,
3. К. Кузнецов «Замарашка»;
4. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
5. Е. Пермяк «Про нос и язык»;
6. А. Барто «Девочка чумазая»;
7. Ю. Кислицына «Как Ваня чистым стал?»;
8. А. Боске «Для чего нужны глаза»,
9. И. Демьянов «Для чего нужны ножки», Е. Капганова «Олины помощники» Шульжик «Зеркало любит чистые лица», Е. Чарушин «Мишка»
Сказки из интернет-ресурсов: А. Бондаренко «Медвежонок, который не любил умываться», «Мышонок и зубная фея», Про микроба Федора» И. Ревю «Чистота-красота», Л. Соловьева «В стране чистых рук» и др.
Всю неделю тесно взаимодействовали с родителями, проводились консультации: «Профилактика ОРЗ», «Береги здоровье смолоду», «Будь здоров, малыш», «Чесночница- одна из мер профилактики вирусных инфекций», беседы с родителями о важности режима дня и прогулок на свежем воздухе, несмотря на время года.
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. Уголок уединения в группе это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций. Поэтому в нашей группе появился уголок уединения. Он создан сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, успокоиться и расслабиться. Здесь есть подушки: подушка- плакушка, подушка- веселушка и другие, а также коврик дружбы. И все это благодаря нашим замечательным мамам- мастерицам.
Каждый день был по- своему интересен. В четверг, 10 ноября проведено физкультурное занятие «Физкультура с мамой и папой», где родители были активными участниками веселых состязаний. Наши состязания были придуманы таким образом, чтобы каждый участник, независимо от возраста, смог проявить свою силу, ловкость, быстроту, меткость и смекалку. По итогам соревнований победила дружба, ведь детский сад – это одна большая, дружная семья, а в семье не бывает проигравших. Да и главное не победа, а участие.
Все родители и дети остались довольны, получили заряд положительных эмоций на целый день.
Дети играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Игрушки у врача», «Парикмахерская», «Купание куклы».
В течение недели здоровья проводились :
1. Кружковые занятия «Грибы», «Воробей»(аппликация из яичной скорлупы, где ребята узнали о пользе яиц в питании человека.
2. Физкультурное занятие «В гости к зайчику» (улица)
НОД Аппликация «Шарики и квадраты» (Шарфики для лесных зверят).
НОД Лепка «Крендельки», где дети узнали о пользе хлеба.
Художественный труд «Веселые зверушки», в ходе НОД дети узнали о пользе лесных ягод.
НОД по познавательному развитию «Варвара краса, длинная коса» (о чистоте волос,
НОД «У Незнайки в огороде», в ходе которого у детей формировались представления о пользе овощей и фруктов.
4. Познавательные беседы : «Чтоб здоровым быть- на зарядку становись!»
• «Как не заболеть и быть здоровым»
• «Овощи и фрукты- полезные для здоровья продукты»
• «Мы с водою и мылом дружим»
• «Моё тело», «Я мальчик, я – девочка»
• «Для чего нужен носовой платок?»
• Разнообразные дидактические игры - «Что полезно, а что вредно для здоровья», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Угадай вид спорта», «Собери картинку» и т. д.
5. Игровая деятельность :
Подвижные игры: «Солнышко и дождик». Цель: развивать двигательную активность детей.
«У медведя во бору». Цель: двигаться в соответствии с текстом.
«Воробышки и автомобиль». Цель: закрепление бега в разных направлениях и др.
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
6. Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» с целью развивать представление детей о вкусной и полезной еде. «Отгадай загадку по картинке», «Найди опасные предметы», «Полезная и вредная еда», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
6. Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам-массажерам.
7. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
8. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста сложный процесс. Дети к 3 - 4 годам умеют одеваться, кушать, умываться самостоятельно, но недостаточно аккуратно. Кроме того, у некоторых детей именно факт наличия или смена режимных моментов вызывает негативную реакцию, в то время как сами режимные моменты призваны напротив сохранять и поддерживать благоприятную атмосферу в детском коллективе. И вот в таких случаях приходят на помощь речевые игры или небольшие стишки-потешки.
Стихотворные формы являются близкими и понятными детям по духу и легко находят отклик в их сердцах. Давно установленно, что поэтический язык намного эффективнее воспринимается детским мозгом.
Существует мнение, что стихотворные формы один из самых главных источников знаний для детей дошкольного возраста.
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Я умею одеваться
Если только захочу.
Даже маленького братца
Одеваться научу.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам надевать.
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки
Не замерзнут ножки
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Вниманию родителей был представлен фоторепортаж «Неделя здоровья у малышей», реализации проекта «О здоровье всерьез» посвящена страничка в ноябрьском выпуске газеты детского сада, прошла презентация проекта на методическом объединении педагогов ДОУ.
В ходе реализации проекта «О здоровье всерьез» были получены следующие результаты:
1. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
3. У детей младшей группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.
4. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам-массажерам, испытывая при этом удовольствие.
4. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, обручем, играют в подвижные игры с музыкальным сопровождением и без него.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.