Ольга Скипина
Создание детских проектов как средство развития социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Скипина О. Н.
Заведующая филиала
МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» - детский сад
«Колосок» д. Ломаева
«Создание детских проектов, как средство развития социализации дошкольников»
Краткая аннотация работы
Публикация «Создание детских проектов как средство развития социализации дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Практическая значимость данного материала будет полезна для педагогов, заместитель, заведующих ДОО, т. к. данный опыт можно использовать в непосредственно образовательной деятельности по созданию детских проектов, как средство развития социализации дошкольников.
Введение
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО) дошкольное образовательная организация (далее ДОО) должна: обеспечить условия для самореализации и самоопределения ребенка; обеспечить индивидуальный подход для каждого воспитанника; реализовать его право на выбор разнообразной деятельности, суждений и мнений; помнить, что ребенок является активным участником педагогического процесса; привлекать детей к деятельности, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт.
Актуальность
Сегодня одним из наиболее интересных, развивающих методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У. Х. Киллпатрика, который разработал «метод проектов», «Проектную систему обучения», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Было замечено, что в ходе создания и реализации проектов, воспитанники самостоятельно получают самые ценные и прочные знания.
В результате технологии – проектной деятельности, дошкольники становятся активными участниками образовательного процесса. Это дает возможность ребенку определиться с будущей профессией, тем самым реализуя проектную деятельность «примерить» на себя разнообразные роли, что играть огромную роль в социализации дошкольника. Опыт самостоятельной деятельности создает у детей привычку самостоятельно искать пути решения, укрепляет уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами. Если ребенок не приобретает опыта исследовательской деятельности, то в старшем возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через исследовательские способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Цель проектного метода в нашем ДОО является: развитие инициативной, творческой личности. На основании цели были определенны задачи:
1. Развитие социализации дошкольников, через проектную деятельность.
2. Развитие познавательных способностей детей; творческого воображения, мышления; коммуникативных навыков.
3. Развитие умения детей вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, той которой наиболее ему интересно. Интерес побуждает мотивы создания и реализацию детского проекта, что и является «двигателем» достижения определенных целей. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, где педагог занимает позицию тьютора или роли «Незнайки». Что помогает ребенку понимать, что окружающий мир, предметы не так просты, как ему казалось раньше, и он начинает изучать их, пытаясь узнать строения, назначения.
Для реализации проектной деятельности мною были созданы этапы, который имеет своеобразный скелет и подходит, для любого проекта (см. Приложение №1).
Так же были создана последовательность работы над проектами (см. Приложение №2).
Наша работа над проектами предусматривала тесный контакт с семьями воспитанников. Мы совместно обсуждали планы — проекты, что помогала нацелить всех участников на дальнейшую работу. Вместе с детьми родители принимают участие в изготовлении поделок, плакатов, креативных кормушек для птиц, выпуске газет по темам недели, которые используются для оформления различных тематических выставок в ДОО.
В ходе реализации проектов нами были использованы методы: чтение литературы, моделирования проблемных ситуаций; активного привлечения родителей к совместной деятельности; наблюдения за изменением объекта; объяснения нового материала; рассказ педагога и ребенка; детского исследования; рассуждения; решения проблемных задач, ситуаций и др.
Очень активно нами были применены карточки символы, которые помогали наиболее глубже изучить проблему и успешно решить задачи проекта (см. Приложение №3).
В приложение №4 представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа по созданию проекта (см. Приложение №4).
Исследовательские занятия проводятся по структуре, которые подробно описаны в приложение №5 (см. Приложение №5).
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность в нашем ДОО очень актуальна и эффективна. Нами были созданы многие детские проекты (см. Приложение №6). Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет знания, умения воспитанников. В проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои знания об окружающем мире. Поэтому наш коллектив стремиться научить наших воспитанников самостоятельно добывать знания.
Заключение
Анализируя, проделанную работу, мы пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным сотрудничеством детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода развитию дошкольников. Коллективные переживания, а также полученная радость от успеха, гордость от одобрения, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой детский коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи, где ему отводится, какая либо посильная роль. В проектной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются потребности и интересы, это в свою очередь способствует социализации дошкольника.
Список использованной литературы
1. Антипова, Л. И. Социализация дошкольников в условиях инновационной деятельности / Л. И. Антипова // детский сад от А до Я. – 2014. – №2. – С. 42-44
2. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008.
3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. Айрис-пресс,— (Дошкольное воспитание и развитие).
6. Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО – М. : Просвещение, 2015.