Фатима Губанова
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание по праву считается лучшим способом обезопасить ребёнка от заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием физических факторов окружающей среды. Особенно важны закаливающие процедуры в районах с экстремальными климатическими условиями. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) закаливание здоровых (по заключению врача) детей проводится с согласия родителей и детей круглый год, ежедневно, так как без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются, а после длительного перерыва (более 5 дней) приобретённые при закаливании защитные реакции полностью утрачиваются. Чтобы организм ребёнка адекватно реагировал на закаливающие процедуры, ему необходима адаптация к новым условиям, поэтому температура воздействующих факторов (воздуха и воды) снижается постепенно, а длительность процедур увеличивается. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание детей. Чтобы не вызвать негативную реакцию воспитанников, нужно начинать процедуры в виде игры, обязательно с хорошим настроением, увлекая их личным примером.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
При проведении оздоровительных мероприятий мы оптимально использовали природные оздоровительные закаливающие факторы: воздух, воду и солнце. Опыт нашей работы показал, что эффект повышается при комплексном использовании таких средств закаливания, как воздушные и солнечные ванны, обтирание, ходьба босиком, ножные ванны, обливание, физические упражнения на свежем воздухе.
Закаливание детей следует начинать обязательно летом в безветренную погоду с воздушных ванн при температуре воздуха не ниже 20оС. При температуре воздуха ниже 0оС продолжительность воздушных процедур не должна превышать 5–10 минут, при этом их надо сочетать с энергичными движениями, так как это исключает переохлаждение организма. В помещениях желательно поддерживать температуру воздуха от 18оС до 20оС, поскольку при более высокой температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются. Противопоказаний нет. Закаливание воздухом можно сочетать с хождением босиком по влажной траве, прохладному грунту, асфальту, речной гальке. Закаливание солнцем осуществляется либо в подвижном состоянии, либо в лежачем или сидячем положении ребёнка в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Дети находятся под прямыми лучами солнца 5–6 минут и вновь уходят в тень. В течение дня общее время пребывания детей на солнце может составлять 40–50минут. Имеются противопоказания к закаливанию солнечными ваннами. Более сильным средством закаливания являются водные процедуры. Обтирание представляет собой самую простую форму закаливания со сравнительно низкой эффективностью. Эту процедуру осуществляют с помощью махрового полотенца или губки, смоченной в воде. Начальная температура воды должна быть 35–36оС, температуру воды снижать на 1оС через 3–4 процедуры. Общая продолжительность обтирания не превышает 5 минут. Хорошим средством формирования устойчивости к простудным заболеваниям являются ножные ванны. На 1–2 минуты дети опускают ноги в таз с водой, начальная температура которой равна 36оС. Через каждые 3–4 дня температуру воды снижают на 1оС и доводят до 16–20оС в зависимости от возраста детей. Эффективность обливания выше, чем обтирания. Вода выливается на шею и плечи с расстояния 5–8 см. Длительность процедуры не должна превышать 2–3 минут. Начинают обливания водой, температура которой не ниже 30оС, затем постепенно снижают её (на 1оС в неделю) и доводят до 15оС. Имеются противопоказания к закаливанию водой. Ежедневно детям следует делать гимнастику, в хорошую погоду – на улице, в плохую погоду – в проветренном помещении.
При выборе закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребё нка: возраст, пол, физическое состояние, уровень физического развития, состояние защитных сил организма.