Татьяна Белова
Современные воспитательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя высшей категории
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
Беловой Т. Ю. на МО воспитателей, март 2021 г.
«Современные воспитательные технологии»
2 Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик,
способствующих установлению таких отношений между субъектами воспитательного процесса, при которых в непосредственном контакте достигается
поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Публикация «Современные воспитательные технологии» размещена в разделах
Воспитательная технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приёмов и техник. Технология всегда имеет результат.
3 Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
-Диагностирование
-Целеполагание
-Проектирование
-Конструирование
-Организационно-деятельностный компонент
-Контрольно – управленческий компонент
-Содержательный
Содержанием воспитательных технологий являются :
- Научно обоснованные социализированные требования;
- Передача социального опыта;
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
- Социализированная оценка воспитанника;
- Организация творческого дела;
- Создание ситуации успеха.
Воспитательные технологии = цели + методы+ результаты
4 Для достижения лучшего результата при поставленной задаче в воспитании,
соответствуют следующие технологии :
* коллективное творческое дело (КТД);
* тренинг общения;
* шоу-технологии;
* частная технология «Кодекс класса»
* технология «Диалог «Педагог – воспитанник»;
* технология развития контакта «Педагог – ребенок девиантного поведения»
* технология «Создание ситуации успеха».
* кейс - технология
* форсайт – технология
* технология саморазвития личности
* арт. - технология
5 Технология «КТД»
Коллективное творческое дело
6 этапов КТД:
*совместное решение о проведении дела;
*коллективное планирование;
*коллективная подготовка;
*проведение дела;
*коллективный анализ;
*решение о последствии.
Два типа КТД:
*классическое (традиционное) - сплочение коллектива
* личностно-ориентированное - развитие личностного роста.
6 Технология
«Тренинг общения»
Тренинг – это тренировка души, разума и тела,
это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах,
и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
7 Технология «Шоу-технологии»
Любые проводимые в школе мероприятия, относятся к типу шоу-технологий.
Общим в их проведении являются три особенности:
Три особенности:
* Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»).
* Соревновательность на сцене.
* Заготовленный организаторами сценарий
8 Частная технология «Кодекс класса»
Частная технология «Кодекс класса»
( другие названия: «Конституция класса», «Наши законы» и т. п.) направлена на выработку групповых норм, относительно общения и поведения в классе.
9 Технология «Диалог «Педагог – воспитанник»
Самое обычное, самое распространённое и часто воспитательное «дело»- разговор педагога с воспитанником один на один.
10 Технология развития контакта
«Педагог – ребёнок девиантного поведения»
Цель: установление доверительного контакта с воспитанником. Достижение такого результата даёт ребёнку опыт доверительных отношений и опыт обсуждения своих
проблем со взрослыми.
Главный признак результата – стремление школьника общаться с педагогом и обсуждать с ним свои дела,
проблемы.
6 стадий:
• Стадия накопления согласий.
• Стадия поиска интересов.
• Стадия принятия особенных качеств.
• Стадия выяснения «опасных» качеств.
• Стадия совместного анализа.
• Стадия выбора действий.
11 Технология «Создание ситуации успеха»
Снятие страха «Ничего страшного…»
Скрытая инструкция. «Ты же помнишь, что …»
Авансирование. «У тебя получится…»
Персональная исключительность. «Только у тебя и может получиться…»
Усиление мотива. «Нам это так нужно для…»
Педагогическое внушение. «Приступай же!»
Высокая оценка детали «Вот эта часть у тебя замечательно…»
12 КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Название кейс-технология произошло от латинского - запутанный, необычный случай;
а также от английского - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая Форсайт – технология самого педагога.
13 Форсайт (взгляд в будущее, предвидение) – это инновационный инструмент моделирования будущего.
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц участвовать в нем, договориться об образе своего будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Игра естественное состояние ребёнка, через сюжетно-ролевую игру педагог может формировать у ребенка твердое понятие о его будущей профессии. Получая знания и проигрывая их, ребёнок определяет, какая профессия ему больше нравится, а воспитатель и педагоги-предметники должны помочь ему в этом, расширяя знания о профессиях.
14 Технология саморазвития личности
В области обучения:
• Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу.
В области воспитания :
• Развить нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; потребность в самосовершенствовании.
В области воспитания :
• Развить нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; потребность в самосовершенствовании.
В области воспитания :
• Развить нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; потребность в самосовершенствовании.
15 Технология педагогической поддержки
Сущность технологии :
Под педагогической поддержкой
О. С. Газман понимал оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.
Четыре тактики педагогической поддержки (по О. С. Газману) : “защита”, “помощь”, “содействие” и “взаимодействие”.
16 Арт - технологии
Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие,
кинезитерапия (движение танца,
библиотерапия,
фототерапия.
С помощью различных форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и положительное воздействие.
Этот метод особенно актуален при работе с тревожными, замкнутыми детьми, метод становится незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.