Татьяна Белова
«Современные воспитательные технологии». КТД — коллективно-творческое дело
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
Беловой Т. Ю. на МО воспитателей, март 2022 г.
«Современные воспитательные технологии»
КТД - коллективно творческое дело.
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами воспитательного процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Публикация «„Современные воспитательные технологии“, КТД — коллективно-творческое дело» размещена в разделах
Воспитательная технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приёмов и техник. Технология всегда имеет результат.
Воспитательные технологии = цели + методы+ результаты
Для достижения лучшего результата при поставленной задаче в воспитании,
соответствуют следующие технологии :
* коллективное творческое дело (КТД);
* тренинг общения;
* шоу-технологии;
* частная технология «Кодекс класса»
* технология «Диалог «Педагог – воспитанник»;
* технология развития контакта «Педагог – ребенок девиантного поведения»
* технология «Создание ситуации успеха».
* кейс - технология
* форсайт – технология
* технология саморазвития личности
* арт. - технология
Обо всех этих технологиях я готовила доклад в 2021 г. на МО если кому то интересно можно взять почитать, или посмотреть на сайте для учителей и воспитателей - МААМ, на моей странице.
Сегодня я хочу рассказать о том, как мы используем в своей работе технологию КТД – коллективное творческое дело.
Основные виды КТД:
КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь.
Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Педагоги считают академика Игоря Петровича Иванова, изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» коллектива.
Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.
Цель: нашей работы по этой методике - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
2. Рассказать о нашем опыте работы по формированию взаимодействия детей в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Перед подготовкой и проведением КТД мы всегда стараемся придерживаться следующих задач:
1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в группе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
2. Создаём условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3. Создаём благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
Основные виды КТД:
Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.
Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.
Художественные КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.
Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели - веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».
Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.
Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.
Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.
Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Список литературы
1. Иванов И. П. Методика Коммунарского воспитания. / И. П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
2. Кульневич С. В. Воспитательная работа в современной школе/ С. В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.
3. Лизинский В. М. Классный руководитель/ В. М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.
4. Стефановская Т. А. Классный руководитель. / Т. А. Стефановская. - М. : Академия, 2006.-С. 111-126.
5. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119