Галина Петрова
Современные подходы в организации летней оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Публикация «Современные подходы в организации летней оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
Работа в летний период проводится через следующие формы организации детей :
• специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания, устанавливают причинно - следственные связи;
• совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, разучивание стихов, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание различных ситуаций, игры, в процессе которых закрепляются знания, полученные в процессе организованной деятельности.
Работа обязательно проводится в занимательной увлекательной форме, часто «используются» игровые персонажи, чтобы усвоение материала было более живым и лёгким. Использование игры позволяет дошкольникам становиться более самостоятельными и получать более глубокие знания.
В летний оздоровительный период большое внимание уделяется организации ориентировочно – исследовательской деятельности. Почему? Потому, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, но и экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить своё любопытство, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?» «Зачем?» «Как?» «Что будет, если?»
Именно летом у ребёнка есть непосредственный контакт с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
В процессе экспериментальной деятельности у детей расширяются знания о живой и неживой природе. Экспериментирование неразрывно связано с наблюдениями, организованными воспитателями во время прогулок.
Прогулки помогают накопить у детей представления о различных явлениях природы, воспитывать в детях любознательность, наблюдательность. Прогулки помогают детям испытывать истинное наслаждение от общения с природой
Сейчас, к сожалению, забыта народная мудрость, о которой говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В процессе наблюдений за природой ребёнок учится получать незабываемые минуты духовного и физического здоровья. В процессе общения с ней дети осознают необходимость бережного отношения к природе, необходимость её сохранения как среды жизни, источника здоровья. Дошкольники также осваивают правила поведения в природе, на отдыхе, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.
В летний период воспитатели в обязательном порядке включают в свою работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песен, разученных на музыкальных занятиях, организовывают литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. В своей речи воспитатели употребляют скороговорки, пословицы, фразеологизмы, значение которых в обязательном порядке обсуждаются с детьми.
Летний период – хорошее время для привлечения детей к трудовой деятельности. Дети старшего возраста, например, с удовольствием помогают воспитателю в работе на участке, цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации совместных развлечений и других мероприятий. В ходе трудовой деятельности с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.
Активное участие принимают дошкольники и в социальной жизни общества. Наш детский сад регулярно во время летнего оздоровительного периода участвует в муниципальном марафоне социально значимых акций. Совместно с детьми, их родителями проводятся мероприятия, «несущие обществу пользу, способствующие гармоничному развитию его индивидов, формированию сознательного гражданина и т. д.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Работа в летний оздоровительный период в нашем детском саду строится по следующему принципу:
Июнь «Быть здоровыми хотим!»
1 неделя - «Чистота залог здоровья»
2 неделя - «Веселые эстафеты»
3 неделя - «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
4 неделя - «Юные олимпийцы»
Июнь «Быть здоровыми хотим!»
1 неделя - «Чистота залог здоровья»
2 неделя - «Веселые эстафеты»
3 неделя - «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
4 неделя - «Юные олимпийцы»
Июль «Чудеса, опыты, эксперименты»
1 неделя - «Чудесная вода»
2 неделя - «Песочная страна»
3 неделя - «Путешествие в мир магнита и бумаги»
4 неделя - «Этот удивительный воздух»
Такая спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера обеспечивает необходимый уровень физического и психического развития детей. Также удовлетворяет потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности, в движении и укреплении здоровья.