сюткина наталья
Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «Современные подходы к художественно – эстетическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность»
Аннотация
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Актуальность
Зима — сказочное время года. Мороз рисует на стекле невероятные узоры, в воздухе порхают красивые снежинки, земля покрывается белоснежным, искрящимся на солнце снежным покрывалом. Деревья надевают пушистые наряды. Метели наметают огромные сугробы, в которых любит резвиться детвора.
Зимушка-красавица
Всем детишкам нравится:
Пышными снегами,
Ёлками с шарами,
Горками, салазками,
Встречей с доброй сказкою.
Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. И на помощь к нам приходят занятия по изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике я стала широко использовать метод проектной деятельности.
Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому я выбрала тему проекта: «Здравствуй Зимушка – Зима!»
Проект информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: С 01.12.2024 – 28.12.2024 года
Участники проекта: педагог, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагога в совместную творческую деятельность. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи проекта:
• Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
• Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
• Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников и повысить заинтересованность их к жизни детей в группе.
Предполагаемый результат проекта:
- Расширение кругозора детей.
- Сплочение детского коллектива.
- Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности.
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы.
Этапы работы над проектом:
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - в группе создали
предметно – развивающую среду художественно - эстетической направленности:
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
- Подготовка атрибутов для занятий, подборка стихов для разучивания с детьми
- Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2 этап – ОСНОВНОЙ - реализация плана мероприятий проекта.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ - выставка творческих работ детей. Оформление фото зоны к Новому году.
Механизм реализации проекта.
Этапы Мероприятия
I – этап
Информационно-накопительный:
с 02.12.2024г. по 10.12.2024 г. - Изучение интереса детей, родителей, для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме.
- Нахождение и установление эффективных связей с родителями. Убедить участников проекта (родителей) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к природе.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
II – этап
Организационно-практический
с 11.12.2024 г. по 20.12.2024 г. - Беседы: «Что нам дарит зима», «Зима, зима – веселится детвора!», «Что нам дарит зима?» - Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру.
- Ситуациативная беседа: «Внимание гололед»- Познакомить с правилами поведения детей на дороге.
- Занятия по изобразительной деятельности с целью формировать умения отражать в работе свои впечатления и знания о природе и природных явления зимой. (Рисование, лепка, аппликация): лепка, пластилинография: «Девочка в зимней шубке», «Снеговик», «Снегири на ветке»; аппликация «Сапожок», «Снежинка» «Новогодняя елка»; рисование: «Зимний узор», «Дерево зимой», «Лес зимой».
Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».
- Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима» и др.
Разучивание стихов и загадок о зиме.
Составление рассказа по картинам: «Зимние забавы», «У кормушки» и т. д.
- Коллективная детская работа с детьми «Зимние забавы».
- Проведение подвижных и дидактических игр.
- Коллективная работа с детьми «День рождение елочки» .
III – этап
Итоговый
с 23.12.2024г. по 28.12.2024г. - Выставка продуктов детской деятельности.
- Фотозона «Здравствуй Новый год!»
- Итоговый мониторинг с воспитанниками
- Анализ деятельности, его результаты.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Педагогические методы, используемые в процессе реализации проекта;
-словесные (объяснения, рассказ, чтение, беседа);
-наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ, иллюстрирование)
-практический (дидактические игры, подвижные игры, игры драматизации, загадки, игровые действия, продуктивная деятельность)
Педагогические формы, используемые в процессе реализации проекта:
-индивидуальная:
-групповая;
-фронтальная.
Педагогические средства, используемые в процессе проекта:
- визуальные (игрушки, картинки);
- аудиальные (магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи);
-аудиовизуальные (видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм);
- словесные (книги, энциклопедии).